Основатель Сахаджа Йоги

Сайты о духовности

Статьи о Сахаджа Йоге

Притчи мудрости

Вопросы и ответы

Как держать внимание в Сахасраре?

Чару
25 мая 2007 года
Меня всегда очень смущало основное медитационное указание в Сахаджа Йоге: "Держим внимание на Сахасраре". Сколько я не пыталась это сделать, это приводило лишь к усилению всех имеющихся проблем. У меня сжимало голову. Это была совсем не чистка, не надо все списывать на временные чистки, а то человек помрет, а все будут говорить, что это он так хорошо почистился. :) Однако, не помню, от кого услышала, что искатель не концентрирует внимание на Сахасраре, а расслабляет внимание над Сахасрарой. Это сразу улучшило дело. И сейчас, когда я слышу слова: "Направим внимание в Сахасрару", я говорю себе: "Расслабим внимание в Сахасраре". Состояние сразу улучшается. А еще кто-нибудь сталкивался с такими проблемами?

Alla
25 мая 2007 года
Удерживать внимание над Сахасрарой очень важно и необходимо для того, чтобы укрепить Кундалини в Сахасраре-чакре.
Когда Кундалини поднимается, и на пути нет препятствий, то прикладывать усилия, чтобы держать внимание над Сахасрарой не нужно, так как Ее присутствие в Сахасраре настолько приятно и радостно, что ничего лучшего быть и не может. То, что происходит с тобой, говорит о препятствиях на пути Кундалини, а значит нужно поработать. А чтобы это не затягивалось на всю жизнь, то хорошо определить истинную причину, почему сжимает голову. Такое случается у людей, имеющих проблемы с правым каналом, прежде всего, правый Свадистан и Агия-чакры.

Марат
25 мая 2007 года
Признаться честно: странно слышать о недугах из-за удерживания внимания на Сахасраре.
Если наблюдаются такие ощущения, то однозначно причиной является неправильное понимание этого процесса. Держать внимание - это ни в коем случае не концентрация мысли. И это не напряжение глазных яблок с попытками направить закрытый веками взор в сторону макушки головы (что, к сожалению, иногда пытаются делать медитирующие).
Держать внимание - это значит созерцать. Медитация - это осознание Реальности без мысли. Если у Вас нет мыслей, то на чем Ваше внимание? Если у Вас нет объекта внимания, то значит либо Вы спите, либо внимание настолько рассредоточено, что Вы не можете выделить и запомнить какой-либо определенный объект. Поймите: внимание всегда присутствует (таково свойство нашего сознания, внимание - это один из его аспектов). Поэтому во время медитации необходимо интроспективно определять: "Где мое внимание?" Если ответ на ваш вопрос: "Нигде", то значит Ваше внимание слабое и рассредоточенное, что не является признаком баланса. Если Ваш ответ: "Мое внимание на будущем или на прошлом", то есть в мыслях или переживаниях, то значит Вам надо направить внимание на Сахасрару, и тогда мысли и эмоции уйдут.
Это не усилие, это наблюдение. Имейте в виду, при этом нет никакого напряжения. Наблюдая за процессом, Вы занимаете стороннюю позицию, и по мере опыта обнаруживаете, что это не Вы совершаете медитацию, а медитация происходит сама по себе, без усилий, без Вашего Эго.
Итак, наблюдайте за вниманием, а не контролируйте его!
Попробуйте проследить за собой в таком ключе, и ваша голова успокоится. Не должно быть усилий мысли и оценка в эмоциях, а только покой созерцания Божественного присутствия.

Димчик, Киев
25 мая 2007 года
Это вопрос формулировки. Слово "внимание" в человеческом понимании имеет несколько смыслов. Слово "медитация" тоже каждый понимает по-разному. Даже само слово "Cамореализация" (английское "selfrealization"): для меня намного более емкое - это "Самоосознание", а в русском слово "Cамореализация" путает по смыслу со словом, несущим совсем другую окраску - реализации себя, то есть своего Эго в этом мире. И таких лексических моментов очень много!
Вы не можете "насильно" загнать свое внимание в Сахасрару. Новичкам часто бывает тяжело быть вниманием над Сахасрарой - это нормально, так как процесс постепенный. Попробуйте держать свое внимание на Духе. Хотя Он и находиться в левом Сердце, Он есть отражение Того, Кто находится над Сахасрарой - Бога Всемогущего (Шри Садашивы). И постепенно Ваше внимание само научится держаться над Сахасрарой, Вы сами этого не заметите.
Фрагмент из лекции Шри Матаджи на пудже Сахасрара-чакры в 1983 году: "Что происходит в действительности, это то, что вы держите свое внимание только на одном - на своем Духе, и тогда все ваше существо начинает парить, как парит воздушный змей. Вы бываете повсюду, вы делаете все, что угодно, но вы привержены только одному - своему Духу. И хорошо, если бы вы, на самом деле, могли делать это искренне и честно, не беспокоясь чересчур о своих деньгах, своих семьях и других мирских вещах, просто не беспокоились бы ни о чем, ведь вам не нужно беспокоиться, просто сделайте бандан. Если не получилось, то не получилось и все. Что в этом плохого? Если же получилось, что ж, прекрасно. Здесь важно не ваше желание, а "Да будет воля Твоя". Прежде всего, вы должны сказать: "Да будет воля Твоя" и, к вашему большому удивлению, изменится ваша воля, ваши желания и все, что вы говорите, исполняется. Но когда приходит и это, у людей развивается эго, так что будьте осторожны. Все это делает Шакти, а не вы, ваш Дух, а не вы. Вы должны быть Атмой (Духом), а как только вы станете Духом, вы войдете в акарму (выше хороших и плохих поступков), где вы не знаете, не чувствуете, не осознаете, что вы делаете что-то, все просто получается само по себе".

Саша Белый Лотос, Кострома
25 мая 2007 года
Мне представляется, что хоть внимание, конечно же, удерживать в Сахасраре и не стоит, но направлять его необходимо, в том числе в область чуть выше Сахасрары. И конечно же, тогда потечет тот долгожданный бриз через макушечку, стремлясь в Бесконечность.

Olya
26 мая 2007 года
Я занимаюсь несколько лет, хотя первые ощущения над Сахасрарой появились в процессе медитации сравнительно недавно. А сейчас вот что странно: пока я просто усаживаюсь перед портретом, стелю коврик, ставлю тазик (то есть не медитирую еще, а нахожусь в обыденных хлопотах) чувствую, как будто мне маленьким веером помахали либо на лоб, либо на макушку. Как только я уселась, сделала протокол, направила внимание, отнеслась к процессу со всей серьезностью, эти ощущения исчезают. Хотя я вроде и ни о чем не думаю, вроде и внимание над головой, а что-то не то. Это, наверно, тоже от чрезмерного напряжения? А потом уже отчаявшись что-нибудь почувствовать, думаю: "Ну, пора...", собираю коврик, тазик, и появляется прохлада на голове. И уходить жалко.

Марат
26 мая 2007 года
Olya, м-да, очень забавный случай. :) Не могу сказать, что мне довелось такое на опыте, но уверяю, что у Вас это вполне объяснимо, а уж тем более закономерно. Это необязательно может быть из-за напряжения, вовсе нет. И не отчаивайтесь из-за отсутствия ощущений, просто будьте в медитации, почувствуйте облегченность и сбалансированность внутреннего состояния. Этого пока достаточно. Когда-нибудь и во время "сидения в тазике" будут ощущаться вибрации. Со временем, не спешите, наберитесь терпения. Все будет хорошо.
У меня во время этой же процедуры (сидения в тазике) бывает, что первые пять минут даже отсутствуют четкие вибрации и на Сахасраре-чакре, и на руках, но потом к концу "сидения" они появляются. Но не сразу. Я не обращаю внимания, не задумываюсь над этим.
Я думаю, у Вас во время "сидения" настолько обостряется работа Вашей Кундалини по очистке тонкой системы, что пропадают ощущения. Возможно. Но причина может быть и иной. Это не важно. Не ищите причины, это не принесет пользы. Просто наблюдайте, продолжайте ежедневно чиститься, и все будет хорошо.

Тома, Краснодар
27 мая 2007 года
Случайно нашла лекцию Шри Матаджи о внимании в Лондоне 6 августа 1982 года. Это интересно почитать:
ВОПРОС: Шри Матаджи, можете ли Вы что-нибудь сказать о поддержании нашего внимания так, чтобы оно всегда было там, где следует?
Шри Матаджи: Рустам задал очень практичный вопрос о "поддержании внимания там, где следует". Видите ли, во всем вам нужно упражняться, абхасья. Не до реализации, а после реализации. Самое лучшее - это научиться наблюдать за собой. Даже сейчас, сидя здесь, вы просто ставите себя в такое положение, с которого вы можете наблюдать за собой. "Что я делаю сейчас?" - это абхасья, это обучение. Независимо от мантр, независимо от чего бы то ни было, абхасья - это практика. Практика становления свидетелем. А состояние свидетеля - это состояние Духа. Тогда внимание не будет уходить. Я имею в виду, что вы все будете видеть, все будет как прежде, но внимание будет внутри. Постарайтесь попрактиковаться в этом: "Являюсь ли я свидетелем?"
Теперь, скажем, некоторые люди говорят: "О, Боже! Какие ужасные времена, Мать. Это случилось, то случилось". Видите ли, вы - не свидетель! Как можете вы иметь ужасные времена, если вы - Дух. У вас могут быть ужасные времена, только если вы - не Дух. Если вы можете наблюдать за всем происходящим, как за спектаклем, который разыгрывается, тогда у вас не будет ужасных времен, но эти ужасные времена будут снаружи вас, и вы просто будете за ними наблюдать.
Вот как внимание может быть установлено очень хорошо, если вы попрактикуетесь в этой абхасья, практикуетесь все время быть свидетелем. Скажем, вы выходите на улицу, вы что-то видите. Просто постарайтесь видеть это, не думая об этом. Будьте свидетелем всего. Радость будет полноценной, и также вы станете абсолютно умиротворенным. Ваше внимание будет полностью просветлено. И тогда то вдохновение, которое вы получите, будет величайшим!
<...> Смотрите, как все решается. Постарайтесь наблюдать. И тогда развивается удивительная память, если вы знаете, как наблюдать. Я имею в виду, для Меня, если Я вижу что-либо, то для Меня это просто как кино, как фильм для Моего разума. Если Я увидела эту комнату, теперь Я знаю, что здесь, какой дизайн, Я знаю все. Как вы сидите, какие позы вы приняли, какими вы были, как все было расположено, какой дизайн. Видите ли, это приходит ко Мне, запоминается в точности как картинка. Не только из этой жизни, но всех жизней! Потому что это записывающая система, которая записывает лучше всего. Если есть какие-то мысли, это как нечто мимолетное. Видите, сейчас он старается записать меня на пленку, сделать фильм, и если что-то будет двигаться туда-сюда, то будут помехи и ничего не будет видно. Но когда никаких помех нет, и вы просто видите насквозь, тогда вы записываете все, что важно.
Более того, вы будете удивлены, вы не записываете неважные вещи. Как, к примеру, некоторые люди, они поедут в деревню или другое место. И они будут вспоминать: "О Боже, там было так грязно, и это случилось, и мы пошли туда, и надо было спать на цементе, например. А потом мы вошли внутрь, и не было приличных стульев, чтобы сесть. И стулья были такими твердыми, и моя спина заболела". Все эти вещи они запомнят. <...> Но человек, который является по-настоящему реализованной душой, не видит дурного, он не замечает плохих запахов и грязи. Вы всегда чувствуете запах того, что пахнет хорошо. Вы никогда не потянетесь к зловонию, даже не подумаете о чем-то грязном. Где бы вы ни были, везде все прекрасно.

mboba, Домодедово
28 мая 2007 года
Основа нашего роста - это Муладхара-чакра. Основное качество Муладхары чакры - искренность! Шри Матаджи как-то сказала, что Сахаджа Йогу можно было бы по-другому назвать: что-то типа "организация по распространению радости". Лично я много слышал от Шри Матаджи: "Держите внимание на радости, держите внимание на эмоциях, на дыхании, наблюдайте за собой". Когда я разговариваю с только что получившими реализацию, я говорю им: "Держите внимание над головой на потоке вибраций, только если вы хорошо его чувствуете." Я сам некоторое время очень мучился. Когда я пытался направлять внимание в Сахасрару, то мне было очень больно. А потом расслабился, и все стало классно. Надо доверять себе, своей Кундалини и Богу! Отдайтесь на Божественную милость, и через некоторое время вдруг почувствуете желание обратить внимание на тот поток Любви, который проникает в Вас через родничок. Всем Удачи!

Чару
9 июня 2007 года
Наверное, я долго плохо понимала, что такое чакры, не могла сопоставить их качества с названиями, а теперь я нашла для себя такой способ. Когда я сажусь медитировать, как вступительное слово, каждый раз произношу, последовательно поднимая внимание. "Мудрость, творчество, благополучие, уверенность, дипломатичность, сострадание и единство пускай будут со мной всегда". А дальше оставляю внимание наверху. Когда я сижу на работе, в транспорте и т.п., я периодически ее повторяю. Мне это очень помогает, а также нелишне себе напомнить, что такое хорошие качества и что вообще нужно от себя хотеть.

alexander, Израиль
21 июля 2007 года
Я работаю в охране университета в Иерусалиме, и сегодня на работе у меня был разговор с другим охранником о том, возможен ли мир между Израилем и Палестиной. Разговор был довольно длинный, так что когда я закончил работать и вернулся к себе в общежитие, мое внимание все еще было на этой теме. Я сел, чтобы поднять Кундалини, и как-то спонтанно сказал про себя: "Мать, пожалуйста, подними мою Кундалини во имя торжества мира и любви", и Кундалини поднялась намного сильнее, чем это происходит обычно, и вибрации были сильнее.

Sunbeam
11 января 2009 года
У меня тоже были проблемы с удержанием внимания в Сахасраре, некоторое ощущение дискомфорта. Занимаюсь несколько лет, но только пару дней назад поняла, каким приятным может быть состояние свидетеля, но для этого я, скорее, расслабила внимание и смотрела на все вокруг внимательно, но сохряняя одинаковое расстояние между собой и окружающими предметами/явлениями. Получается очень естественное ощущение. Но все-таки не совсем понятно, как и где держать свое внимание на Сахасраре-чакре или быть свидетелем?

Mарат
11 января 2009 года
Sunbeam, согласно цитате Шри Матаджи, которая приведена выше, необходимо прежде всего научиться "наблюдать за самим собой". "Сейчас что я делаю?" - это абхйаса, это учеба. Не читая мантр, не читая чего угодно, абхйаса - это практика, практика становления свидетелем состояния Духа. Тогда внимание не будет уходить из Сахасрары-чакры. Старайтесь практиковать это: "Являюсь ли я свидетелем?"
Я думаю более лаконичного и четкого ответа на Ваш вопрос прозвучать уже не может. :)

Sunbeam
13 января 2009 года
Спасибо, я как раз пытаюсь практиковать что-то в этом духе. :)

balushani
23 мая 2009 года
Что бы мы ни решали, мы отталкиваемся от определенной позиции: "Я должен...", то есть внимание уже загружено. Но можно попробовать и так: "Я ничего не знаю, да мне это и не нужно". Как сложно отдаться на волю Божественности и не беспокоиться, чтобы ни случилось?! Вы освобождаете свое внимание от всякой оответственности. Вы растворяете его в своем смирении, оно становится легким, ненавязчивым, без усилий. Мне кажется, тогда Парамчайтаньи легко управлять нашим вниманием, оно само затягивается в Сахасрару. А когда внимание наполнится тишиной, затем динамичной радостью, вы захотите это отдать. Мысль: "Я должен..." уже не давит на Вас, Вы просто делаете все в абсолютной свободе!


Чтение мантр и кавача

Владимир1, Николаев
8 февраля 2007 года
Когда я ходил на занятия Сахаджа Йоги, йог, проводивший занятия, дал мне однажды текст Кавача (защитный гимн), но листик с текстом я потерял. Кавачей бывает много, но тот, что мне дали, состоял из обращений к Божествам, отвечающим за части тела и органы человека. Запомненная мной цитата оттуда: "Пусть Амрутакала защитит мою нижнюю (или верхнюю) губу, Чандика - пусть защитит..." Относится ли это к Сахадже Йоге, и где можно в интернете найти текст этого Кавача?

Димчик, Киев
8 февраля 2007 года
Тот кавач, о котором Вы спрашиваете - это Кавач Деви. Он взят из древней Вараха Пураны, насколько я верно помню, и написан Маркандейей. Шри Матаджи рекомендовала сахаджа йогам использовать Кавач Деви во время медитаций, особенно на восьмой и четырнадцатый день половины лунного месяца. Однако, также Шри Матаджи говорила, что правильно и со вниманием сделанный сахаджа йогами бандан по силе равен Кавачу Деви. Так что наиболее важно наше внимание при чтении таких текстов.
В Интернете текст этого Кавача можно найти здесь.

Владимир1, Николаев
9 февраля 2007 года
Да-да, точно, вспомнил! Тот самый йог, проводивший занятия, тоже говорил, что бандан по силе равен чтению Кавача Деви.
Можно ли читать Кавач Деви про себя?

Марат
27 февраля 2007 года
Читать Кавач Деви про себя можно.

Владимир1, Николаев
27 февраля 2007 года
Спасибо, я, правда, сам так думал, но просто хотел удостовериться. Действительно, Деви Кавач и Шива Кавач не сильно отличаются от молитв, единственное отличие - это большое количество энергетически сильных Имен. Есть ли еще какие-то Кавачи, молитвы которыми пользуются сахаджа йоги?

Перетятко Олег, Севастополь
1 марта 2007 года
В принципе, этих Кавачей вполне достаточно, но есть так же и Нарасимха Кавач (очень сильный, но требующий определенного духовного уровня), Нарайяна Кавач, Брахма Кавач, Ханумана Кавач. Они приведены в различных священных писаниях Индии.

Андрей, Ижевск
28 февраля 2007 года
А почему в Книге Мантр написано, что Кавач Деви читается обязательно вслух?

Марат
1 марта 2007 года
Написано, что следует. Для лучшей концентрации внимания. Но если Ваше внимание достаточно стабильное и/или если Вы обременены обстоятельствами, когда нет возможности читать вслух, то читайте про себя.
Как раз в самом Каваче написано, что Кавач должен быть в сердце, то есть именно в сердце, а не "на языке".

Антарджами Кришна, Ейск
14 марта 2007 года
Можно ли читать Нарасимха Кавач, когда ты невегетарианец?

lana, Санкт-Петербург
14 марта 2007 года
Я не отношусь к вегетарианцам, и я читаю Нарасимха Кавач.

Перетятко Олег, Севастополь
15 марта 2007 года
Я сам читаю Нарасимха Кавач, хотя вегетарианцем в настоящее время не являюсь, воздерживаюсь только от употребления говядины. Самое главное при чтении этого Кавача - это чистота мыслей и побуждений, а так же чистая преданность. Очень хорошо помогает от агрессивной негативности, укрепляет в нашей тонкой системе принцип Шри Вишну, работает по центральному и правому каналам нашей тонкой системы.
Ещё хочется отметить, что в Сахаджа Йоге требования являются не такими строгими, как в классической ведической традиции, и Шри Матаджи дала нам благословение на чтение ведических мантр. Так что если есть чистое желание, то читайте на здоровье.

Nataly, Украина
19 апреля 2007 года
Кришна, ко мне недавно попал текст Нарисимха Кавача из "Брахманда Пураны" с санскритом и переводом. Но человек, который мне его дал, сказал, что его нужно читать, если ты поклоняешься Шри Вишну в форме Нарасимхи. Честно говоря, я пока не рискую его применять. Ведь в Сахаджа Йоге мы больше поклоняемся Деви, и поэтому читаем Деви Кавач. Хотя, в принципе, читается и Шива Кавач, и Рама Кавач. Так что я даже не знаю, как правильно поступить.

lana, Санкт-Петербург
19 апреля 2007 года
Nataly, Вам самой это решать. Это новые энергии, если Вы готовы их получить, то почему нет. Я после прочтения Нарасимха Кавача ощущаю защиту и энергии Шри Нарасимхи.

Владимир1, Николаев
3 мая 2007 года
Человек - это космос. Абсолют лежит не только в основе Вселенной, но и в основе человека. Все, что есть во Вселенной, то и есть в человеке. В Библии сказано, что человек создан "по образу и подобию Бога". Отсюда логический вывод: Вселенная - образ Абсолюта. Но Абсолют един, а Вселенная (как и человек) разнообразна и множественна. Кришна, Шива, Вишну, Дурга, Брахма, Христос - это все разные грани одного и того же куба, и вместе они составляют единую энергию Абсолюта.
Конечно, можно читать. На практике никогда не было такого, чтоб человек читал молитвы разным Божествам, и ему от этого становилось плохо. Незачем боятся читать Нарасимха Кавач вместе с Деви Кавач и с Шива Кавач. Шива - Вселенский разрушитель, но его разрушительных энергий не надо боятся. Они не разрушают человека, они разрушают зло, несовершенство в самом человеке.

Чару
5 мая 2007 года
Чтение Кавач Деви всегда было чем-то особенным для меня. Есть много других замечательных мантр и эффективнейших средств Сахаджа Йоги, но не было случая, чтобы Кавач не работал. Происходили чудеса. Ну, истории достаточно личные, важные, главным образом, для меня: от ожидания автобуса до характера протекания экзамена. Но заметны они были для всех окружающих.
Однажды я попробовала читать Кавач на других людей, которым нужна была помощь. Чудеса продолжали происходить, только теперь уже с ними. Я говорила не "защити меня", а "защити его", "защити его чакры", "защити его в королевских судах", "защити его повсюду". Мне кажется, это мощнейший метод помощи и захотелось им поделиться.
Я выучила Кавач наизусть, в этом мне очень помогла кассета, на которой по-русски его читает сахаджа йог, очень точно передающий дух произведения и его вибрации. Я бы посоветовала приобрести ее всем.
А сейчас пытаюсь разобраться с санскритским текстом. А еще я бы всем посоветовала учить санскрит. Прикосновение к этому святому языку преображает мир, а его фонетика творит настоящие чудеса.

StringsMaster, Санкт-Петербург
6 мая 2007 года
Здравствуйте! Я бы очень хотел прояснить этот вопрос, потому что я не уверен, что я полностью понимаю, что такое "Экадеша Рудра". Это разрушительная сила Христа, которая способна уничтожать негативность, причем, как говорила Шри Матаджи, именно эта сила может уничтожить человека, если его поведение крайне непристойно и противоречит законам общества, простите за вольную интерпретацию. Я бы хотел узнать, насколько правильно мое представление, а главное, корректно ли произносить эту мантру, например, в метро, когда я чувствую чье-то плохое воздействие и хочу избавиться от него? Спасибо.

Марат
6 мая 2007 года
Ваша вольная интерпретация вполне верна.
Но в ситуациях, подобных той, что Вы привели в качестве примера, не надо произносить эту мантру, а надо просто сделать над собой бандан (подковообразные движения правой рукой над собой слева направо и обратно). В этом случае, разумеется, бандан надо делать мысленно (или, как говорят, вниманием), так как ваши движения рукой для окружающих справедливо покажутся, по меньшей мере, странными.
Эта мантра, действительно, используется для разрушения негативных сил, но здесь надо учесть две детали: во-первых, ее надо использовать лишь в исключительных, крайне необходимых случаях. А во-вторых, сахаджа йоги, обладая всеми энергиями, не обладают энергией проклятия (разрушения), и, читая мантру, они лишь активируют внимание Божественности на предмете, но не разрушают его.
Кроме того, мантра уместна тогда, когда есть необходимость у кого-то (или у себя) снять напряжение (давление, боль) в голове, вызванное по каким-то причинам разрушительными силами Христа.

Владимир1, Николаев
8 мая 2007 года
А по-моему для нейтрализации плохого воздействия, наоборот, не мешало б читать эту мантру как дополнение к бандану или просто ее.

Марат
8 мая 2007 года
Читать эту мантру уместно, если ситуация более, чем серьезная. Но когда речь идет о ежедневных поездках в метро, то использовать эту энергию Божественности - это все равно, что "палить из пушки по воробьям".

StringsMaster, Санкт-Петербург
9 мая 2007 года
Спасибо за содержательный ответ. М-да, раньше я, похоже, очень часто "палил из пушки по воробьям", и эффект от этой мантры становился все меньше и меньше.

DARJA, Москва
18 декабря 2007 года
На одном из сайтов прочла: "Наблюдая за чем-нибудь, произнесите мантру "Твамева сакшат Нирвичар"". Как перевести дословно эту мантру?

Марат
18 декабря 2007 года
Ты есть безмыслие.

DARJA, Москва
20 декабря 2007 года
Спасибо, что-то такое я и предполагала.
А обязательно это произносить на этом языке? На русском нельзя?

star108
21 декабря 2007 года
Главное, чтобы слово шло от сердца. Сам привыкал к санскриту несколько лет.

Марат
21 декабря 2007 года
Существует принципиальная важность произношения именно на санскрите. Язык санскрит - это древний язык, по преданиям он был оставлен именно для того, чтобы с помощью его человек мог общаться с Божествами. Язык составлен так, что его произношение генерирует именно те вибрации, которые несет в себе смысл слов. Таким образом, при использовании этого языка достигается непосредственное общение с Божественностью. Остальные же языки были даны людям (вспомните историю с Вавилонской башней) для общения их друг с другом.

аrmаzi, Адма-Ата
28 декабря 2007 года
У меня есть такой вопрос к сахаджа йогам. Деви Махатмьям - это произведение, насколько я знаю, подобное мантре. И если я начну читать, то надо дочитать все произведение сразу до конца, или можно читать по частьям в разные дни?

Марат
28 декабря 2007 года
Как Вам угодно. Если для Вас в этом представляется какая-то сложность, то, конечно, программу чтения Деви Махатмьям можете сделать абсолютно произвольной.

Кирилл, Москва
22 марта 2008 года
Напишите рекомендации, пожалуйста, как будет эффективнее: какие имена Богов и в какие дни читать? И можно ли читать про себя, при этом держа внимание на Сахасраре?

star108
22 марта 2008 года
Надеюсь, что я ошибаюсь, но это похоже на механический подход. Следите за своими чакрами, пробуждайте их Божеств, но следуйте внутренним ощущениям. Но уж если решили "бомбить" по-порядку, то в понедельник день Сахасрары - имена Ади Шакти, во вторник (Муладхара) имена Ганеши, в среду, в день Свадистан-чакры, имена Сарасвати-Брахмадева, в четверг, в день Наби-чаркы, имена, Лакшми-Вишну, в пятницу, в день Анахаты, имена Шивы, Шакти или Дурги, имена Ситы и Рамы, в субботу, в день Вишудди, имена Радха-Кришны, в воскресенье, в день Агии-чакры, имена Марии и Иисуса. Бог в помощь!

Марат
23 марта 2008 года
Да, можно читать про себя, при этом держа внимание на Сахасраре.

Кирилл, Москва
30 марта 2008 года
Когда читаю имена, появляется негативность, которая мешает чтению имен. Может, стоит читать, держа внимание на себе, тем самым пробуждая божественность в своих чакрах? И может ли механическое чтение имен разрушить негативные силы в себе?

Марат
30 марта 2008 года
Вы задаете вопросы так, будто полагаете, что Сахаджа Йога - это школа магии и волшебства, будто Имена Божеств - это некая волшебная палочка, способная уничтожать какие-то силы.
Бессмысленно просто перечислять Имена Божеств (качества Божественности); есть смысл читать, восхваляя Божественность, восхваляя и почитая Его Качества (Принципы). Когда Вы восхваляете Бога, разумеется, Вы держите внимание только на Боге (иначе попросту странно), не задумываясь при этом о препятствиях, о негативности.

Кирилл, Москва
30 марта 2008 года
Честно говоря, я не осознал принцип действия чтения имен. Получаю вибрации иногда по всему телу, а иногда негативные мысли из Пингала- или Ида-каналов. Однажды читал 108 имен Ади Гуру Даттатрея, чуствовал как будто лед в животе. Стараюсь держать внимание на Сахасраре, на аспекте, который декламируется.

natamardihanova, Набережные Челны
30 марта 2008 года
Когда мы декламируем мантры, то приглашаем Божество чакры в его обитель (чакру). Вибрации как благословения текут в наш сосуд, а он оказывается грязноват. Приглашение в дом (когда мы читаем мантру Божеству) в данном случае (исполнение 108 имен Божества) расценивается как минипуджа. Чтение имен приносит очень большую пользу для нашего тонкого тела. Это расширяет наш сосуд (тонкое тело), чтобы он мог вместить больше Любви. Просто почистите Ваше тонкое тело, не только конкретную чакру, Божеству, которой Вы хотите преподнести 108 имен восхваления, а все тонкое тело.
Пример универсального способа чистки - чистка лимонами, хотя можно и что-то другое, по ситуации. Тогда Божество принесет Вам свои благословения, которые раскроют неработающие в Вас принципы. Божеству не придется "брать тряпку" и выполнять работу за Вас (это Вы чувствовали в виде неприятных ощущений).

Кирилл, Москва
7 апреля 2008 года Для меня лично остается неведомым, как декламировать такие гимны, как 108 Имен Лалита Сахасранама и тому подобные гимны. При чтении начинаются вибрации, но, к сожалению, ненадолго. Далее это переходит в томление и в разброс мыслей. Может существуют какие-то техники чтения с удержанием внимания? Или время чтения не совпадает?

Перетятко Олег, Севастополь
8 апреля 2008 года
Имена Шри Лалиты являются очень сильными, и для их произношения необходимо соответствующее состояние. Очень важно также правильное произношение санскрита. Если буквально читать ее в переводе Кочергиной (именно в таком виде Сахасранама распространяется среди сахаджа йогов) без знания правил произношения, то это будет не слишком правильным. В качестве примера правильного произношения существует аудиозапись на кассете.
Для начала желательно все-таки попробовать читать Имена Шри Матаджи, они попроще будут и, кстати, содержатся в Лалита Сахасранаме, почистить свою тонкую систему, добиться глубокой медитации, так как такие имена надо читать в медитативном состоянии.

Кирилл, Москва
21 апреля 2008 года
Попробовал читать 108 имен, держа правую руку на Агии-чакре. Вибрации очень сильные! Но возникает вопрос: не является ли это медитацией на Агию-чакру, И стоит ли так вообще делать?

ОРЕЛ, Орел
22 апреля 2008 года
Кирилл, читать мантры для Божества какой-либо чакры и держать правую руку на чакре во время чтения мантр - хорошо, главное - не забывать, что свое внимание мы держим, в основном, на Сахасраре-чакре и через Сахасрару проекцируем часть своего внимания на чакру, для которой мы читаем мантры избранному Божеству. Нельзя полностью концентрировать внимание на чакре, например, на Агии-чакре, так как этим мы выводим из равновесия чакру и можем ее разрушить, как бы сделать короткое замыкание в чакре.
Медитация на чакрах происходит через Сахасрару-чакру, мы как бы пропускаем свое внимание к какой-либо чакре через трансформатор - Сахасрару-чакру, тем самым уравновешиваем энергии чакры к центру, к сбалансированности и, находясь в равновесии, чакры получают вибрации.

Кирилл, Москва
22 апреля 2008 года
А прикладывая правую руку на чакры Божеств, не ухожу ли я вправо?

Mарат
22 апреля 2008 года
Ваши опасения (сомнения) беспочвенны. Из-за этого прикладывания правой руки "вправо не уходят". Если эти действия по Вашим ощущениям благоприятны для Вас, то продолжайте их совершать.

natamardihanova, Набережные Челны
26 апреля 2008 года
Если чакра не в порядке, то мы ее чистим. Рекомендуется после этого наполнить чакру вибрациями. Для этого мы используем мантры или прикладываем руку. Лучший эффект достигается при совмещении этих двух подходов.
Для левого и центрального аспекта чакры мы левой рукой получаем вибрации, а правой, прикладывая на чакру, отдаем. Для правого аспекта чакры, наоборот, правой рукой принимаем вибрации, а левой отдаем. Здесь мы активно используем наши руки как инструменты, пока наше внимание еще не сильное.

Victorio, Санкт-Петербург
30 ноября 2008 года
Здравствуйте, уважаемые Сахаджа Йоги. Не так давно начал активно использовать Книгу Мантр. Возник следующий вопрос: можно ли за один подход читать 108 Имен двух и более Божеств?

Димчик, Киев
3 декабря 2008 года
Если Ваше внимание не сможет так столь долго оставаться над Сахасрарой, то в этом нет смысла. Если оно упадет, то все, что Вы делаете, будет через Агию-чакру, и толку от этого никакого. Очень быстро Вы потеряете радость, а радость Вашего Духа - это самое главное, что дает поклонение. Поэтому, прежде всего, слушайте свой Дух, а не ум, и тогда все будет замечательно. Радости Вам!

Alexander Golberg, Израиль
3 декабря 2008 года
В медицинском центре в Ваши сейчас практикуют чтение двадцати одного или пятидесяти одного Имени вместо ста восьми. Именно по той причине, что внимание падает, и если это происходит, то чтение становится ритуализмом. Я говорил на эту тему с доктором, потому что и сам практиковал чтение нескольких наборов Имен. Получается, что все зависит от внимания, следить за которым можем только мы сами. Можно прочесть, скажем, двадцать одно Имя, помедитировать, а потом продолжить. Но, если видим, что внимание уходит, продолжать чтение смысла не имеет.

Веснушка, Тверь
18 марта 2009 года
Добрый день. А мне не очень понятно, при очищении, например, Вишудди-чакры что значит "сделать меня неотъемлемой частью целого". Это как?
И еще, например, при очищении правого сердца что значит "благодетельность хорошего отца". Какого отца?

Mарат
19 марта 2009 года
Сделать меня неотъемлемой частью целого - это значит, дать почувствовать реальность в том, что Вы являетесь каплей в безбрежном океане Вселенной. Такое осознание дает состояние непривязанности, которое позволяет нам наблюдать "драму" происходящего со стороны. В любом действии Вы перестаете видеть себя как объект действия (так как Вы - это целое) и становитесь, таким образом, свободным от непостоянного и преходящего окружающего мира. Также такое состояние дает чувство уважения к себе, выражаемое, в частности, в прекращении морального самобичевания, чувства вины, депрессивного ощущения собственной неполноценности. И дает чувство уважения к другим, выражаемое, в частности, к дипломатичному и вежливому отношению к ним. Это довольно возвышенное состояние. Оценить в какой бы то ни было мере ее прелесть и особенности лишь на словах невозможно без реального ощущения.
Во фразе "благодетельность хорошего отца" речь идет об образном отце. Представьте образ хорошего отца. Какими качествами он обладает? Ответственность, заботливость, пример надлежащего поведения. Вот когда Вы просите перенять благодетельность хорошего отца, то это и означает, что Вы просите развить в себе такие качества как ответственность, заботливость, просите стать такими, чтобы являть собой пример надлежащего поведения.

TANIA
19 марта 2009 года
Идеальные аспекты чакр изначально встроены в нас. В Индии их называют Божествами. Божества уже находятся внутри наших чакр, но у нереализованного человека Божества не пробуждены. После реализации божества пробуждаются, но внутри наших чакр они могут "не проявляться" из-за наших проблем. Значит чакры нужно очищать, чтобы качества этих Божеств проявились внутри нас. Тогда мы и начинаем обладать этими качествами, то есть качествами Божеств, все в большей степени.
К примеру, Шри Рама обладает качествами идеального отца, идеального мужа и идеального правителя. Он, действительно, обладает такими качествами и, действительно, находится внутри нас в чакре нашего правого сердца. Иисус, например, пребывает в Агии-чакре. Необходимо, чтобы эти качества проявились, то есть для очищения чакры правого сердца (правого аспекта Анахата-чакры) и развития ее качеств медитировать нужно на Шри Раму.
Качества идеальной жены представляет Шри Груха Лакшми, Она уже имеет все эти качества и уже пребывает внутри нас. Если мы хотим развития у себя этих качеств, то мы восхваляем Шри Груха Лакшми. Для этого мы можем также перечитать имена Шри Рамы или Шри Груха Лакшми, которые и описывают их качества. И восхваляя эти качества, мы пробуждаем их внутри себя, благодаря работе энергии Кундалини. Эти качества уже встроены в нас, также как и Сама Кундалини. После выхода Кундалини через нашу чакру Сахасрару, после установления нашего союза с Высшей Космической энергией, через медитацию возможно очищение аспектов наших чакр.
Шри Матаджи говорила, что может случится даже так, что идеальный аспект чакры (Божество чакры) в крайнем случае покинет чакру, когда человек своими действиями оскорбляет это Божество, то есть совершает поступки, абсолютно противоречащие качествам Божества. Тогда в эту чакру вселяется бхут (мертвая сущность, мертвая энергия) и может начаться неизлечимая болезнь (рак, к примеру).

jika, Анкара
24 июня 2009 года
Что это за мантра "Экадеша Рудра"?

star108
25 июня 2009 года
Ом Твамева Сакшат Шри Экадеша Рудра Сакшат Шри Ади Шакти Матаджи Шри Нирмала Деви Намо Намах

jika, Анкара
26 июня 2009 года
Спасибо Вам большое, star108! Я так и думала, но были сомнения, поэтому спросила. Доброго Вам дня!
А сколько раз надо читать мантры? Сто восемь раз на каждую чакру? А три великие мантры как надо читать, каждую отдельно или все три подряд?

Марат
13 июля 2009 года
Количество прочитываемых мантр определяйте по своему состоянию. Обычно одной-трех достаточно.
Великие мантры (составную мантру на Сахасрару) читают либо все три сразу, либо только последнюю.

RomaYog, Крым
19 июля 2009 года
Попробуйте очень эффективный метод чтения Имен: читаем Имя (можно только Имя, можно короткой мантрой "Ом Сакшат Шри ... Намага"), затем погружаемся в глубокую медитацию, в Сахасрару, секунд на пять-двадцать по ощущениям, пытаясь ощутить энергетику Имени, пропитаться им.
Опыт показывает, что примерно через двадцать-пятьдесят Имен наступает полное расстворение в тишине Сахасрары-чакры, и поток энергии столь мощный, что дальнейшее чтение просто невозможно. Больше просто не получится вынести (впитать). Если продолжать читать по той причине, что "нужно дочитать до конца", то придется сделать ментальное усилие, из-за которого уходит внимание и процесс прекращается.
Итак, когда наступает такое насыщение (думать в это время просто не получается), то откладываем чтение и погружаемся в медитацию. После такой медитации долго остается ощущение, что прикоснулся к чему-то великому.
Бывает, что после чтения Имени хорошо прочитать и перевод, но обдумывать перевод Имени не нужно. Максимум безмыслия во время чтения.
Все Божества находятся внутри нас, поэтому можно использовать одно конкретное Имя для раскрытия соотвествующего качества у себя или для очистки от блока, проблемы или одержимости. Имя повторяется по некольку раз в течение дня с медитацией на его энергию.

Vladstash
17 мая 2010 года
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, когда можно использовать биджа мантры? Только в начале практики, или их можно использовать в любой момент?

Марат
17 мая 2010 года
В любой необходимый по Вашему мнению момент.
Использование биджа-мантр ускоряет раскрытие соответствующих чакр. Биджа-мантра означает энергию речи. Эта энергия преобразуется в мантры реализованными людьми. Биджа-мантры сами по себе не имеют перевода, они вобрали силу звуков, где согласные - это мужская энергия, а гласные - женская (шакти). Медитация на чакры с использованием соответствующих биджа-мантр является древней и верной практикой духовного совершенствования.
Таблица соответствий биджа-мантр и чакр приведена здесь.

Vladstash
17 мая 2010 года
Спасибо огромнейшее.


Другие разделы:
Что дает Сахаджа Йога?

Кундалини

Чакры

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Медитация

Вибрационное осознание

Практика

Вопросы и ответы