Основатель Сахаджа Йоги

Сайты о духовности

Духовная литература

Йога ×
Йога через пробуждение Кундалини Каждый человек от рождения имеет скрытую духовную энергию, которая является отображением первозданной Энергии Вселенной. Ее называют Кундалини. Это энергия, которая, пробуждаясь, объединяет все чакры и дает нам Йогу, то есть "союз" со Всепроникающей энергией Вселенской любви. Она представляет Собой первозданную, преобразовывающую, исцеляющую силу, предназначенную для достижения нашей человеческой системой оптимального состояния существования. Открыть» Получите самореализацию! Самореализация ("атма сакшат кар", пер с санскрита "проявление своего духа") - это духовная трансформация человека, позволяющая соединиться с Абсолютной энергией. Этот союз, йогу осуществляет энергия Кундалини. Открыть»
О Сахаджа Йоге Основанная на современных знаниях и подтвержденная научными исследованиями, Сахаджа Йога позволяет через 2-3 месяца обучения добиться заметных позитивных изменений в здоровье, семейных отношениях и на работе. Открыть» Медитация Медитация – состояние сознания, в которое мы попадаем спонтанно, как только Кундалини проходит через Сахасрару-чакру. Это важное событие на тонком плане. Это и есть Йога, союз с Божественным и начальная стадия целиком нового осознания. Открыть»

Чакры и каналы - тонкое тело ×
Тонкая система Наряду с разветвленной нервной системой, отвечающей за восприятие физического мира, внутри человеческого организма находиться еще и так называемая тонкая система, регулирующая эмоциональное, интеллектуальное, психологическое и духовное существование людей. Данная энергетическая система, называемая также тонким телом, состоит из трех энергетических каналов, называемых нади, и семи основных энергетических центров - чакр. Открыть» Чакры Муладхара-чакра расположена у основания позвоночника с его внешней стороны. Главное качество Муладхары - невинность, которая формирует основу надлежащего (дхармичного) поведения. Свадхистана-чакра расположена на уровне аппендикса (на ширину ладони ниже пупка). Основополагающее качество Свадхистаны - это творчество. Открыть»
Каналы Существует три основных энергетических канала - левый канал (ида), правый канал (пингала) и центральный канал (сушумна). Они связывают между собой различные чакры нашего тонкого тела. Открыть» Чакры у древних славян Знание о чакрах существовало и в русском ведизме. Психоэнергетические центры, то есть чакры, имели славянские названия: Муладара - Исток, Свадхистана - Зарод, Манипура - Живот, Анахата - Сердце, Вишудха - Горло, Аджна - Чело, Сахасрара - Родник. Открыть»

Практика - методы очищения и самопознания ×
Общие сведения Этот раздел сайта является практическим справочником по очистке тонкого тела, а на этой странице перечислены основные методы практики. Открыть» Базовые методы Поднятие Кундалини и бандан. Балансировка каналов. Мантры. Утверждения (молитвы, аффирмации). Использование масел, использование плодов, использование музыки.Открыть»
Очищение чакр и каналов Методы чистки Муладхара-чакры, Свадхистана-чакры, Манипура-чакры, Войда, Анахаты-чакры, Вишудха-чакры, Хамса, Лалита и Шри-чакры, Аджна-чакры, левого канала, правого канала. Открыть» Лечение заболеваний Согласно традициям востока, причины наших духовных и физических недугов кроются в нарушении баланса тонкой энергетической системы человека, проявляющемся в истощении определенных энергетических каналов и нарушениях (блокировках) тех или иных энергетических центров – чакр. Открыть»

Вопросы и ответы ×
Практические рекомендации Ответы на вопросы в формате практических рекомендаций. Открыть» Методы очищения тонкого тела Ответы на вопросы по методам чистки тонкого тела. Открыть»
О Сахаджа Йоге Ответы на вопросы, касающиеся Сахаджа Йоги. Открыть» Разное Ответы на различные другие вопросы, не вошедшие в тематические разделы. Открыть»

Личный опыт ×
Получение самореализации В этом разделе размещены восемьдесят четыре истории личного опыта людей, получивших духовную самореализацию. Истории наполнены впечатлениями переживания этого бесценного опыта, а также описания изменений в жизни после этого события... Открыть» Поиск и другой опыт Шестьдесят историй этого раздела повествуют о важных моментах в жизни людей, посвятивших себя поиску духовности. Эти рассказы не только не оставят равнодушными, но они, возможно, будут способны передать крупицы мудрости читателям... Открыть»

Статьи ×
Питание Статьи о правильном питании, как о неотъемлимом условии для эффективного самопознания и саморазвития... Открыть» Практика Статьи о практических методах в духовных практиках... Открыть»
Астрология Звезды и планеты — это не только объекты внешнего мира: они пребывают и внутри нас как путеводные огни нашей души... Открыть» Это интересно Статьи для общего кругозора, посвященные околодуховным темам... Открыть»

Поиск духовных ценностей

В  нашем сознании происходит квантовый скачок. Человечество выходит на новый уровень эволюции и начинает осваивать миры, в которых действуют совершенно новые и гораздо более интересные законы. Сахаджа йоги знают, что постижение универсальных законов Вселенной сопряжено с практикой пробуждения Первозданной Энергии Космоса в человеке - Кундалини.

Целью данного сообщения является саморефлексия личного опыта ученого - сахаджа йога как социального психолога. Известно, что чувственный опыт представляет собой неразбериху до тех пор, пока ум не создаст объясняющую модель. Эта модель может прояснить личный чувственный опыт, но никогда не соответствует ему в точности. Карта не является местностью, а вкус меню не совпадает со вкусом указанных в нем блюд. Каждый специалист - сахаджа йог творит сообразно возрасту, образованию, социальному стилю, выстраивая свою собственную систему жизненных смыслов и приоритетов. Однако общий глобальный процесс трансформации психического в Сахаджа Йоге приводит всех к постижению Единства с Коллективным Сознанием Вселенной.

Главных героев русских народных сказок всегда куда-нибудь посылали: "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что..." Герои шли к развилке трех дорог, но, как правило, шли прямо, выбирая "золотую середину". Они искали и добывали "нечто", но побочным продуктом этого искания становилась житейская мудрость, Личный Опыт приобщения к Высшим Ценностям Бытия. В Сахаджа Йоге этот путь называется духовным искательством. Духовное искательство существовало во все времена. Люди искали свое духовное "Я", свою духовную субстанцию (Самость), не осознавая при этом, что же им надо найти. Человек, включенный в процесс познания, всегда хотел найти и познать что-то неведомое, выйти за пределы своего ума и преодолеть ограничения физического тела. Всегда хотелось иметь запредельные переживания. Именно этот процесс экзистенциального поиска запечатлен в русских народных сказках: "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что..."

Русские народные сказки отражают иррациональный тип знаний, который также присутствует в современной психологии. Российским психологическим сообществом принят тот факт, что идет процесс смены научной парадигмы - происходит переход с естественно-рационалистической модели на гуманистическую, иррациональную. На основе новой научной парадигмы оформляется "нематериалистическая" психология, одним из направлений которой является трансперсональная (интегративная) психология. Российский лидер интегративной психологии В.В.Козлов отмечает, что "путь самосовершенствования и развития личности - это путь не изменения форм, а их интеграция в целостности. В соответствии с этой целью психология третьего тысячелетия должна опираться на огромный опыт психодуховных традиций..."

В апреле 2003-го года в Ярославле состоялась учредительная конференция Ассоциации специалистов по интегративной психологии и психотерапии. На конференции российский трансперсональный антрополог В.В.Майков (Москва) назвал три дихотомии как основания классификации различных типов знаний: 1) знание бывает рациональным и иррациональным; 2) а также явным и скрытым, неявным (М.Полани); 3) знание также может быть отчуждаемо (которое я могу передать другому, написав учебник, "отчуждаю" знание для студентов) и неотчуждаемое знание - это мой Личный Опыт. Если переписать все варианты комбинаций из трех дихотомий, то есть трех пар противоположностей, то получим восемь вариантов. Но только лишь одна из восьми комбинаций, по нашему мнению, - знание иррациональное, неявное, неотчуждаемое (ИНН) есть "тайное знание" о Мироздании и о Кундалини, присутствующее во всех религиозных системах мира.

В великие Эпохи прихода Инкарнаций люди получали доступ к этому "тайному знанию" путем "второго рождения". Благодаря великой работе Шри Матаджи, в истории духовности было совершено открытие, заключающееся в том, что люди могут получать свое "второе рождение" массово, коллективно, то есть могут коллективно приобщаться к Пространству Духовных Ценностей.

Существуют самые разнообразные точки зрения в науках относительно природы ценностей, они направлены на изучение той стороны понятия "ценность", которая в большей степени соответствует интересу данной науки, хотя интересы эти часто пересекаются. Что касается предмета нашего научного интереса - духовных ценностей, - то мы можем дать следующее определение. Духовные ценности - это система ценностных отношений, ценностных переживаний и ценностных представлений, иерархически выстроенных на основе личного опыта и личной связи с Божественным.

Духовные ценности - это глобальные ценности Мироздания вне Времени и Пространства. Они являются Всеобщими и Абсолютными для человечества, хотя проявляются в любой религии и любой общественной системе в качестве своеобразного социально-культурного контекста.

Известно, что в психологии и социальной психологии наряду с понятием "ценность", существуют такие понятия, как социальные и личностные ценности, ценностные представления, ценностные ориентации, ценностное отношение, ценностные переживания, ценностное сознание. В нашем определении духовных ценностей мы, в первую очередь, обращаем внимание на эмоциональный аспект - ценностные переживания. В знаменитой йогической формуле "Сат-Чит-Ананда" Ананда есть Блаженство, то есть в сильной степени эмоциональное ценностное переживание установления личной связи с Богом (со Всепроникающей Энергией Божественной Любви, которую в Индии называют "Парам Чайтанья"). "Ананда" меняет смысловые образования личности, формирует новое ценностное отношение к миру, к людям, к социальному окружению; духовное ценностное осознание формирует ценностное отношение. Когда индивидуальная Божественная связь становится более прочной, идет оформление духовных ценностных представлений (элемент когнитивной работы, связанной с "Чит").

В социальной психологии ценностные представления есть категория, при помощи которой человек обозначает те или иные явления мира (Андреева Г.М. Психология социального познания). Ценностные представления тесно связаны с социальным познанием, с осознанием мира, с нахождением смысла окружающих человека социальных объектов и ситуаций и, наконец, с построением образа социального мира. Нам думается, что наравне с категорией "социальные ценностные представления", уместно говорить о категории "духовные ценностные представления", которые помогают конструировать "другую" реальность, ибо "другая реальность" - реальность. Об этом свидетельствуют описания "запредельной реальности" Даниила Андреева в книге "Роза Мира" и любопытные произведения философа из Петрозаводска, ученого-фантаста Юрия Линника. У людей, достигших "четвертого измерения", образ духовного мира оказывает непосредственное влияние на формирование образа социального мира. Соотношение двух образов (социального и духовного) различно и зависит от уровня морального сознания личности после достижения Самадхи ("Освобождения").

Самадхи, по нашему мнению, есть начальная точка отсчета в построении образа духовного мира. Первой стадией является Нирвичара Самадхи (безмысленное осознание, когда информация поступает в головной мозг без предварительной мыслительной активности), вторая стадия называется Нирвикальпа Самадхи (осознание без сомнения), третья - Богореализация (уровень Христа, Будды, Мухаммеда, Кришны, Нирмалы). На первом этапе духовный образ еще очень размыт и нечеток, "просматриваются" только будущие его контуры, на второй - он очень яркий и отчетливый. Между первой и второй стадиями идет построение духовной иерархии ценностей.

О том, что ценности (ценностные представления) организуются в определенные системы (иерархии) писали многие авторы (Андреева Г.М., 2000; Донцов А.И., 1974; Жуков Ю.М., 1976; Ядов В.А., 1975 и др.). По мнению Ю.М. Жукова "иерархия ценностей состоит не только в том, что одними ценностями (низшими) иногда жертвуют ради других (высших), но и в том, что разные ценности обладают различной степенью общности и одни являются конкретизацией других".

Система ценностей в Сахаджа Йоге выглядит следующим образом: мудрость, творчество, непривязанность и удовлетворенность, безусловная любовь, сострадание, безопасность, беспристрастное свидетельство, коллективность, свобода от условностей, прощение, терпимость, универсализм.

В социальном мире духовные ценности ("высшие") находят свою конкретизацию через социальные ценности (не хочется писать "низшие", но они действительно "ниже", чем духовные). Социальные ценности рассматриваются у многих авторов как элементы когнитивной структуры личности и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы. Такое "двойственное" положение ценностей объясняется их смысловой природой. Ценности, будучи смысловыми образованиями, "связывают" когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в единую смысловую сферу социальных ценностей, придают личности определенную целостность.

Проблема соотношения духовных ценностей и ценностей социальных есть социально-психологический аспект общепсихологической проблемы соотношения сущности и личности, глубоко исследованной А.Б.Орловым. "Сущность не есть личность, личность не есть сущность, - пишет А.Б.Орлов, - Сущность и личность - это различные психические инстанции. Личность возникает и формируется в области предметного содержания, сущность локализована на субъективном полюсе субъект-объектного взаимодействия. Если главная характеристика личности - ее атрибутивность, то главная особенность сущности - отсутствие каких-либо атрибутов. Сущность - источник всех и всяких атрибутов." Контакт человека со своей Сущностью, то есть Высшим Духовным "Я" или Самостью, не есть дело экстраординарное, совершающееся исключительно в тайных монастырях и скитах. Сегодня оно доступно в массовом порядке через духовную практику Сахаджа Йоги для людей, достигших гуманистического уровня (по Б.С. Братусю) нравственного развития личности.

Далее хочу дать пояснения относительно концепции Б.С.Братуся. Необходимо разделить понятия "нравственный" и "духовный", которые нельзя считать синонимами. Мы считаем, что "духовный" есть наиболее высокий уровень развития нравственного сознания. Нравственное сознание - это социально-психологический феномен, связанный с регулирующей функцией человеческого поведения; это отражение человеческих знаний, переживаний, действий в отношении других людей. Уровень нравственного развития - это динамическая составляющая нравственного сознания. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку, Б.С.Братусь выделяет четыре уровня развития нравственного сознания личности. Первый уровень - эгоцентрический, он определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе здесь как к единице, самоценности, а к другим - сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой личному успеху или нет. Если помогает, то он оценивается как удобный, хороший, если не помогает, препятствует, затрудняет, то - как плохой, враг. Следующий, качественно иной уровень - группоцентрический. Человек, стоящий на этом уровне, идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Группа при этом может быть самой разнообразной, не только маленькой, тесной, как семья, например, но достаточно большой, например, целая нация, народ, класс. Если другой входит в такую группу, то он обладает свойством самоценности (вернее, "группоценности", ибо ценен не он сам по себе, а своей принадлежностью, родством к группе. Например, группы футбольных фанатов различных клубов ярко демонстрируют такой уровень развития нравственного сознания личности, подразделяя всех окружающих на "наших" и "не наших") и достоин жалости, сострадания, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если же он в эту группу не входит, то не имеет ценности.

Третий уровень Б.С.Братусь называет просоциальным, или гуманистическим. Для человека, который достигает этого уровня, отношение к другому уже не определяется лишь тем, принадлежит ли он к определенной группе или нет. За каждым человеком, пусть даже далеким, не входящим в мою группу, подразумевается самоценность и равенство его в отношении прав, свобод и обязанностей. Подлинно просоциальный уровень, в особенности его высшие ступени, характеризуются внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких результатов (продуктов труда, деятельности, общения, познания), которые принесут равное благо другим, даже лично ему не знакомым, - чужим, "дальним" людям, обществу, человечеству в целом. Над этой высокой ступенькой нравственного развития личности есть еще одна, которая называется духовной или эсхатологической. На этом уровне человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, соотносимые с духовным миром. Как на существа, жизнь которых не кончается вместе с концом жизни земной. Иными словами, это уровень, в пределах которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним.

Если говорить о личной связи с Богом в христианской традиции, то субъект приходит здесь к пониманию человека как образа и подобия Божия, поэтому другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, разумную, общечеловеческую, но и особую, сакральную, божественную ценность. В духовной практике Сахаджа Йоги личная связь с Богом (Абсолютом, "Ничто", "Коллективным Сознанием Вселенной", "Миром Высшей Реальности" - эти понятия тождественны понятию "Бог") устанавливается посредством пробуждения Кундалини - "серединного пути" эволюции сознания. Кундалини есть энергия нашей внутренней духовной эволюции, ее пробуждение возможно только на высоком уровне нравственного развития личности. Наш эмпирический опыт "передачи Турьи" студентам, преподавателям Костромского госуниверситета, а также знакомым, друзьям и родственникам свидетельствует о том, что четвертого измерения не достигают люди, находящиеся, по Б.С.Братусю, на эгоцентрическом и группоцентрическом уровнях нравственного развития. Подавляющая часть лиц, входящих в "Турью", находится на просоциальном (гуманистическом) уровне нравственного развития личности. Они получают активизацию Кундалини, и полученный новый духовный опыт интегрируют в повседневный круг забот и обязанностей. Но только личности, достигшие духовного (эсхатологического) уровня развития, по Б.С.Братусю, кардинально меняют свою жизнь, становясь сахаджа-йогами.

Особо хочу заметить, что состояние "Турьи" есть критерий высоконравственного развития человека; пробуждение Кундалини у человека с низким уровнем нравственного сознания невозможно и крайне опасно. Кундалини пробуждается у того, кто желает своей внутренней эволюции и восхождения на пути к Божественной Самореализации и Сознания Бесконечности (Самадхи, Нирваны, Мокши, Благодати).

Бессмыслен путь, если он не ведет к Храму. Этот опыт был описан святыми всех религиозных традиций, такими как Франциск Асизский, Экхарт или Данте - в христианстве; Руми и Аттар - в Исламе; первыми патриархами Дзен; Намадевой и Тукарамой - в Индуизме. В духовных традициях и соответствующей литературе есть указания на то, что процесс пробуждения Кундалини, как правило, занимает три года (Гроф С. "Духовный кризис. Статья и исследования"). В Сахаджа Йоге он идет быстрее и преследует конечную цель эволюции - достижение "Абсолютной Истины". Кундалини, по нашему мнению, - это центральная сила нашего "бессознательного", несущая всю информацию о нас самих и всех событиях нашей жизни. Один из учителей человечества Сократ сказал, что человек должен познать себя. Здесь заложен "сакральный" смысл: посредством Кундалини человек получает доступ к информационной части своей "внутренней" Вселенной, а также к Информационному Банку Земли.

Согласно трактовкам классического психоанализа З.Фрейда, в структуре психики личности выделяют три составляющие: Эго, Супер Эго и Оно (или "ИД" - ID). Видимо, трехкомпонентную структуру личности З.Фрейд заимствовал из восточной традиции, хотя интерпретировал по-своему. В содержание "Оно" Фрейд вложил совершенно иное толкование, он "спутал" Божественную энергию святости с сексуальной энергией, назвав ее либидо. Его ученик К.Г.Юнг - "наследный принц психоанализа" - порвал со своим учителем, пережив мощнейший экзистенциальный кризис. "Сакральный" смысл расхождений Юнга с Фрейдом можно объяснить не только на основе различий в ценностных ориентациях. Это был разрыв сущностей, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Центральным архетипическим содержанием бессознательного у К.Г.Юнга является Самость, а процесс ее постижения назван индивидуализацией. По сути, речь идет о пробуждении Кундалини, которую К.Г.Юнг назвал "архетипической змеей на древе нашего познания". "Древо нашего познания" - центральный энергоканал, Сушумна Нади. Описанный во всех религиозных системах мира, опыт "просветления" означает, что Кундалини выходит через макушку головы в форме "тысячелепесткового лотоса". По К.Г.Юнгу в его статье "О психологии восточных религий и философий", это есть "тайна золотого цветка".

Энергия Кундалини есть самая светлая часть "внутренней" и "внешней" Вселенной. Овладение ее мощью есть процесс постижения своего Духа как подлинной Сущности (Самости). Состояние сознания "Турья" в результате пробуждения Кундалини есть неизбежный новый эволюционный этап в развитии человечества. Идет процесс надстраивания "нового контура" (холистического нейросоматического контура по Р.А.Уилсону; подробности в его книге "Психология эволюции") в биологической природе человека.

Интегративная (трансперсональная) психология активно обсуждает проблему возникновения психодуховного кризиса на определенном этапе жизненного пути личности, прослеживает связь такого кризиса с пробуждением Кундалини. Феномен духовного кризиса универсален для любой личности, и в жизни рано или поздно возникают проблемы духовного содержания, которые человек должен решить, чтобы развиваться дальше. Основная черта духовного кризиса - духовное искательство и поиск смысла самой жизни, то есть на первый план выдвигаются экзистенциальные аспекты. Основные темы: одиночество, смерть, грусть, тоска, проблема служения. Проблемы экзистенций не разрешимы в пределах Человеческого Ума, то есть в хилотропной реальности обычного состояния сознания - в линейном времени и трехмерном пространстве (Козлов В.В. "Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техника"). Такие проблемы разрешаются во время "пиковых", запредельных, сакральных переживаний, которые человек может получить в Сахаджа Йоге посредством духовного опыта. Одним из самых острых проявлений психодуховного кризиса является кризис идентичности, то есть кризис тождественности самому себе.

В психологической науке (например, согласно Шайгеровой Л.А.) кризис идентичности обычно определяется как потеря чувства самого себя, невозможность приспособиться к изменившимся обстоятельствам, разрыв между требованиями, предъявляемыми новой ситуацией, и прежними установками и взглядами. Сущность кризиса идентичности заключается в отвержении собственной самости. Это одно из самых болезненных жизненных переживаний, так как сопутствующие ему психические страдания отражают невозможность примириться с собственной самостью (Хесле В. "Кризис индивидуальной и коллективной идентичности"). Личность, находящаяся в кризисе, "не может оставаться прежней, ... ей не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или используя простые привычные модели приспособления" (Оллпорт Г. "Личность в психологии"). Впервые выражение "кризис идентичности" употребил Э.Эриксон, характеризуя психическое состояние солдат, которых он лечил в реабилитационной клинике в 40-е годы ХХ столетия.

Процесс пробуждения Кундалини сопровождается множественной трансформацией структуры и содержания идентичности, может спровоцировать состояние, названное В.Франклом "экзистенциальным вакуумом" или "переживанием бездны". Могут происходить такие изменения личности, что человек перестает узнавать самого себя. Представления о себе теряют целостность, идентичность рассыпается на кусочки. "Если я - не это тело, не эти эмоции, а Дух, то кто это? Какой я? И что я могу, если Дух вечен и бессмертен?" В данном случае можно говорить о кризисе личностной идентичности. Личностная идентичность - это совокупность всех представлений индивида о себе, это "Я - концепция" личности или "образ - Я", включающий в себя отношение к себе, самооценку, принятие себя.

В современной психологической литературе выделяется два вида идентичности - личная и социальная, однако в понятии "кризис идентичности" смешиваются обе идентичности. Так в исследовании Л.А.Шайгеровой "Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции" понятия "кризис личной идентичности" и "кризис социальной идентичности" не разделяются. Мы считаем, что для глубокого понимания сущности психодуховного кризиса и исследования механизмов его преодоления, необходимо эти два понятия разделить.

Еще У.Джеймс показал, что человек думает о себе в двух плоскостях, откуда и два аспекта идентичности: в личном аспекте, что и создает личностную самотождественность, и в социальном аспекте, где формируется многообразие социальных "Я" индивида. К идее о двух аспектах осмысления личностью своих границ в мире обращались Ч.Кули (теория зеркального "Я") и Г.Мид (становление личности во взаимодействии с другими), Э.Эриксон и другие. Социальная идентичность - это образ социального "Я", называемый "образ Я в группе", отождествление индивидом себя с той или иной социальной группой. Есть русская пословица "Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Г.М.Андреева ("Психология социального познания") считает, что большинство людей, когда они говорят о себе, говорят о других в их жизни, о группах, к которым они принадлежат, о явлениях, которые особенно важны для их взглядов и понимания динамики социального окружения в целом.

Теоретическое осмысление проблематики социальной идентичности представлено в трудах А.Тешфэла и Дж.Тернера. По Тешфэлу, социальная идентичность - это та часть "Я-концепции" индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. Размышляя о кризисе идентичности, Г.М.Андреева пишет прежде всего о кризисе социальной идентичности, который она определяет как "особую ситуацию сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свою границу и свою ценность".

Процесс пробуждения Кундалини и занятия психодуховной практикой действительно создают "особую ситуацию сознания", когда утрачивается привлекательность и престижность многих социальных ролей, и личность перестает быть эгоцентричной. Процесс потери социальной идентичности можно выразить словами известной сахаджа йогам песни: "Я - не поэт и я - не гражданин, не супруг, не отец и не сын... Я - дух."

К сожалению, в психологической науке проблема кризиса социальной идентичности в аспектах психодуховных практик не поставлена и не обсуждалась, хотя потребность в этом назрела давно. Духовная трансформация личности на этапе ее возрастной и социальной зрелости есть закономерный эволюционный путь, и он должен быть осмыслен психологической наукой.

Автор: Самойлова И.Г. - кандидат психологических наук, доцент Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова, Кострома, Россия





САЙТ В СОЦСЕТЯХ: