Первое, что мы понимаем посредством большинства духовных практик – это то, что прошлого и будущего не существует, что существует только настоящее. Почувствовать настоящее бывает очень сложно, особенно если человек переживает из-за своего прошлого или если он чрезмерно "правосторонний", "футуристичный" в своих мыслях. Мы очень часто забываем, что можем находиться в настоящем в любой момент жизни и даже не замечать этого.
Мы можем пребывать в настоящем, наблюдая за природой: гуляя по лесу или побережью моря, или же просто глядя на звезды. Что-то привлекает наш взгляд (листок, ракушка или красивая бабочка), мы становимся так увлечены этим, что не замечаем, сколько времени проходит. В такие моменты мы вовсе забываем думать, мы просто хотим быть частью этого прекрасного мира. Но на самом деле, мы являемся его неотъемлемой частью!
Один из наиболее духовных моментов в моей жизни произошел тогда, когда я училась подводному плаванию на Коралловом рифе. Когда мы проходили обучение в бассейне, я была худшей ученицей - боялась замкнутого пространства и двадцати других учеников, плывущих рядом с громоздкой экипировкой. Но когда мы вышли в открытое в море, я почувствовала себя самым счастливым человеком на Земле. Даже с этим гигантским баллоном для воздуха на спине я чувствовала себя неотъемлемой частью бесконечного океана. Я совсем ничего не знала ни про рыб, ни про кораллы, но это не имело никакого значения! Я была в абсолютной гармонии с чудесным подводным миром. Говорят, что, если человеку снится вода, то он находится в контакте с бессознательным. В таком случае я плыла на огромной волне бессознательного! Когда инструктор написал на табличке слово "Киты", я была на седьмом небе от счастья! Если бы не шумный баллон с воздухом, то я могла бы услышать, как они поют! Это приключение случилось со мной двадцать лет назад, но до сих пор, когда я думаю о нем, у меня по коже бегут мурашки.
Как автора песен, меня очень часто посещают идеи в самое неподходящее время - когда я выгуливаю собаку или того хуже. Я просто слышу слова, которые рождаются в моей голове. Если я не запишу их в этот самый момент, тогда они будут кружиться в моей голове всю ночь, поэтому мне лучше сразу же записать их. Но в то время, когда я записываю слова, я ни о чем не думаю. Я уверена, что многие писатели испытывали нечто подобное. Слова перестают появляться в моей голове, как только я начинаю думать, размышлять о том, какое слово будет следующим. Каждый раз все слова приходят ко мне не из мозга, они создаются не разумом. Иногда слова могут быть довольно ранящими, печальными, особенно если до этого я прошла через какое-то сильное эмоциональное переживание, тем не менее, они всегда приносят спокойствие, освобождение. Когда на следующий день я перечитываю то, что написала, я "не узнаю себя", мне кажется, что вовсе не я писала эти слова, что их написал кто-то, кто намного мудрее меня, кто хочет научить меня чему-то или хочет, чтобы я донесла какие-то знания до других. Если в момент написания текста я испытывала определенные эмоции, перечитывая слова, я снова и снова переживаю их.
Мне кажется, что мы испытываем это в еще большей степени, когда присутствуем на музыкальном концерте, смотрим великую драму в театре или в кино. Если артисты и актеры, участвующие в представлении, действительно, находятся "в моменте", в настоящем, то зрители полностью погружаются в их эмоциональное состояние. Если же артисты являются духовно реализованными, то эффект погружения может быть еще сильнее. Этот опыт – переживание коллективного бессознательного, опыт, который может быть необыкновенно глубоким, духовным.
Несколько лет назад я была на трех концертах новозеландской группы "The Finn Brothers: Crowded House" в зале Альберт-холл, в Лондоне. Несмотря на то, что барабанщик группы совершил самоубийство, музыканты решили не отменять концерты, а пройти через все эмоциональные переживания и представить то, что у них получается лучше всего: замечательную музыку. С каждым днем исполнение музыки группы менялось, и, несмотря на то, что программа оставалась примерно одной, состояние, передаваемое музыкой, становилось другим каждый день. В первый день выступлений музыканты играли так, как будто пытались прогнать всех демонов, которые вызвали несчастье. Во второй день состояние, передаваемое музыкой, стало выражать злость и гнев на своего товарища, который покинул их и доставил им столько страданий. На третий день в музыке группы оставалась еще грусть, но также в ней стало проявляться и смирение. В один момент младший из братьев-музыкантов, Нил Финн (кстати говоря, мой любимый автор песен), попросил выключить все микрофоны. Он стоял напротив сцены и пел без музыкального сопровождения. Тишина была такой глубокой. Я уверена, что не только у меня на глазах проступили слезы. После этого тура он не писал песен больше года. Но затем началось возрождение группы, которое привело к новому мировому успеху "Crowded House" с новым барабанщиком.
Я испытывала такое много раз, посещая различные концерты и представления. Мне кажется, что именно это состояние называется "массовая истерия", состояние, когда вся аудитория переживает одно ощущение одного момента. Такое случалось на концертах Элвиса Прэсли, Битлс, Фрэнка Синатры и многих других. Если же музыка дает состояние радости, тогда это состояние можно назвать "массовой радостью".
Иногда, когда умирает какой-то очень известный человек, кумир многих (например, Майкл Джэксон или принцесса Диана), это оказывает значительный эффект на людей. Иногда именно такие моменты горя позволяют людям почувствовать нечто особенное, почувствовать впервые в жизни. Я жила совсем близко с принцессой Дианой, я гуляла по тем же местам, что и она, я чувствовала, как сердце людей открылось на массовом уровне, когда произошла трагедия. Конечно, в этом была грусть, но казалось, что сердце очищается этими слезами.
И все же, я считаю, что наибольшим проявлением осознания настоящего является наблюдение за ребенком или животными, когда они играют. Их спонтанность и невинность – это то, к чему мы все должны стремиться. Это не только сохраняет наше сердце молодым, но и помогает нам не относиться к чему-либо слишком серьезно. Вечный Дух полон радости, и именно радость – это то, что дает нам состояние настоящего.
Дебора Экман - автор и исполнитель песен, а также актриса театра. Дебора Экман член основателей Сахадж–театра, Театра Вечных ценностей. Также ей довелось пройти обучение Индийскому классическому вокалу в Академии изящных искусств имени PK Salve.
Выборочные статьи по разделу:![]() |
САЙТ В СОЦСЕТЯХ:![]() |