Содержание этой страницы:
• Описание Манипура-чакры • Качества Манипура-чакры • Причины блокировки Манипура-чакры • Вишну • Лакшми |
|
На физическом уровне Манипура-чакра проявляется как солнечное сплетение, которое снабжает все соответствующие области и органы кровью и нервными окончаниями. На тонко-энергетическом уровне она находится возле позвоночника в области между пупком и солнечным сплетением.
Цвет чакры - зеленый. Это цвет Дхармы или правильного поведение в жизни. Дхарма является важным аспектом Манипура-чакры, так как базисное чувство этой чакры - чувство внутреннего удовлетворения - не может существовать без согласия с окружающим миром, а для этого необходимо понимание принципов правильного сосуществования, то есть принципов Дхармы.
Этот центр управляет работой пищеварительной системы. Манипура ответственна за элемент огня, за огонь пищеварения. Благодаря пламени этого огня обеспечивается жизнь нашего тела. Заболевания, связанные с желудочно-кишечного трактом, являются признаком того, что у человека проблемы с энергией в Манипура-чакре.
Манипура вместе со Свадхистаной контролирует печень. Это очень важный орган, отделяющий шлаки в организме через кровь в виде жара. Когда в организме накапливаются много шлаков, то поднимается температура, и жар выходит через кожу. Это естественный процесс - печень выбрасывает из организма токсины. Печень является источником внимания или чистой концентрации (без умственной активности). Сбалансированная печень поддерживает и питает внимание. От очищенного внимания исходит мир и тишина, которые мы обретаем в своей медитации. При пробуждении Кундалини внимание перестает управляться внешними факторами и из внешнего переходит вовнутрь, объединяясь в Сахасраре с Духом. Сахасрара - это именно то место, где всегда должно находиться наше внимание, и в этом случае оно позволяет истинной интуитивной созидательности работать через нас.
Манипура, связанная с элементом огня, отвечает в нашем теле за чувство зрения. Танматрой чакры является "рупа" (видимость). В астрологических трактатах эту чакру часто связывают с Солнцем (отсюда название "солнечного сплетения" нервной системы), а зрение - это как раз чувство, основанное на восприятия прежде всего солнечного света. На санскрите "Манипура" переводится как "драгоценное селение (город)". Но в Деви Бхагавата пуране указано, что ее название связано с жемчугом. Второе ее название "Наби" переводится как "пупок".
|
Визуально на тонком плане Манипура представляет собой лотос с десятью лепестками. Каждый лепесток является проводником энергии определенного качества, присущего Манипуре. Эти различные виды энергий обеспечивают тот или иной вид благосостояния, и они символически описаны десятью различными формами Лакшми - Шакти (энергии) благосостояния. Условно их можно определить как: естественность, знание, удача, милость, уют, достоинство, мудрость, наслаждение, стремление, эволюция.
После того, как человек благодаря Свадхистане развивает свои творческие способности, насыщает себя эстетикой, чувственностью и удовольствиями, он начинает проявлять более осознанное стремление к поиску выгоды или материального достатка, используя материальные ресурсы себе на благо. На уровне Манипура-чакры человек рассматривает окружающие обстоятельства через призму своих желаний и ценностей, наработанных в Свадхистане, и пытается их подстроить под себя, переделать так, чтобы они удовлетворяли его. Удовлетворение окружающим - это базовое качество Манипура-чакры, и человек использует энергии этой чакры, чтобы добиться этого удовлетворения. Главной особенностью этой чакры является то, что здесь человек должен научиться получать удовлетворение, не только меняя окружающие обстоятельства, но и выстраивая правильное отношение к обстоятельствам.
Манипура-чакра является центром, обеспечивающим человека стремлением управлять средствами к существованию. К этим средствам относятся пища, семейная жизнь, финансы, работа, карьера. Центр привязывает человека к материальным ценностям, к благосостоянию. Благосостояние - это необходимая ступень эволюции, а деньги - необходимое средство обмена для удовлетворения нужд и желаний. Человек наделен умом и телом, чтобы добывать себе средства для удовлетворения основных потребностей, и тогда мирские заботы его более не будут заботить. Но если у него нет достаточных средств для удовлетворения этих потребностей, тогда они поглощают его внимание, отвлекая его от истинного пути.
Но иногда так происходит, что поиск средств превращается в замкнутый круг ненасытного желания обладать всем. Цель неправильно работающей чакры - это накопительство. Нет ничего предосудительного в достатке, проблема - в привязанности к деньгам, в желании обладания большим необходимого. Желание денег ради денег называется алчностью. Она выходит за границы потребностей и становится болезнью, препятствующей духовному росту. Жадность и накопительство мешают деньгам удовлетворять потребности и свидетельствуют об эгоистичной, примитивной натуре, которой неведомы истинные основы жизни. В природе все движется: делясь чем-то, мы получаем, и деньги не должны быть исключением.
Зацикленность на деньгах уводит человека от Дхармы, закрывает ему глаза, и он не способен видеть реальность. Не деньги приводят человека к возвышенной жизни, а любовь к Богу и честность поиска. Наш духовный рост зависит от степени нашей удовлетворенности, а удовлетворенность - от того, насколько мы щедры и насколько открыто наше сердце. Если мы отдаем, то мы получаем блага от этого действия, и наша Манипура-чакра становится лучше. Страстное желание денег сильно развивает правую сторону и выводит из баланса эту чакру.
Подобное материальное накопительство относится не только к деньгам, но и к должностям, к власти, к репутации (славе). Часто в ненасытной гонке за средствами к существованию человек стремится к руководящей позиции. Он не стремится быть профессиональным специалистом, приносить пользу обществу, его интересует лишь выгодное мнение людей о нем, его престиж в обществе. Часто такие люди покупают дорогие вещи и недвижимость лишь для того, чтобы ложно утвердиться в обществе, создать иллюзию своей социальной реализации. Представляя всем доводы своего успеха, они на самом деле остаются у "разбитого корыта", так как внутренне неблагополучны, неудовлетворены и несчастны.
Тут надо понимать, что речь идет не только о накопительстве материальном, но и о накопительстве интеллектуальном. Когда человек в бесконечной гонке за информацией, не успевая опробовать ее и закрепить на опыте, стремится к новым учениям и концепциям, то он, по сути, не отличается от человека, занятого бесконечным накопительством материальных средств сверх необходимого. Важно обладать знаниями, проверенными на опыте и реально способными пригодиться в жизни, а не пустой информацией, которая лишь "забивает голову".
По словам Шри Матаджи, чрезмерные богатство и бедность пагубны для человека, только при среднем достатке можно успешно развиваться. Чрезмерное богатство дает эго, трудно замечаемое самим человеком, и оно наделяет его качеством, которое можно назвать "бульдожьей хваткой". Такие люди счастливы от того, что имеют несколько машин, домов и тому подобное, но в этом нет ничего особенного. Нет смысла гордиться всей этой "пустотой". Им трудно осознать, что все эти богатства снаружи, а не внутри. Важно быть богатым в своем сердце, быть сострадательным. Но иметь сострадание – это не значит подавать милостыню, так как это часто плодит нищих. В нищете тоже нет ничего хорошего, так как такие люди вынуждены решать маленькие проблемы и стремиться к мелким ценностям, так что им еще предстоит подняться на надлежащий уровень
Как было написано выше, удовлетворение - это ключевое качество Манипура-чакры. Некоторые "горячие" люди очень раздражительны, они не могут представить себе жизнь без беспокойства и выражают свое недовольство по малейшему поводу. Когда наш Дух пробуждается, наше сознание успокаивается, и беспокойство становится редким явлением. Тогда в покое безмыслия мы становимся абсолютно удовлетворенными и понимаем, что Дух не имеет ничего общего с преходящими вещами.
Если Манипура хорошо работает, то этот человек проявляет щедрость, альтруизм и самоотдачу (служение людям). Он готов делиться с другими своими благами, временем, вниманием, интеллектуальными знаниями. При этом немаловажным является такая особенность, что такой человек не просто расточает свои ресурсы, но отдает их именно тем, кто действительно в этом нуждается, кому эти ресурсы принесут не только материальное, но и духовное благо.
Реализацией левого аспекта Манипура-чакры является дом и семья как основные составляющие общества. Если присутствуют проблемы в семье человека, то это обязательно скажется на его внутреннем состоянии, ведь семейная среда лежит в основе его психоэмоциональной гармонии. Деятельность женщины как хозяйки семейного очага как раз и регулируется левой Манипурой. Этой стороной управляет энергия Груха-Лакшми, жена и мать настроены на эту энергию так, чтобы щедро и безоговорочно отдавать себя всем членам семьи, а для этого все члены семьи должны сохранять атмосферу уважения, любви и взаимопомощи. Если человек внимательно и уважительно относится к каждому в семье, не забывая про свои семейные обязанности, тогда его левая Манипура будет в равновесии. И наоборот, семейный эгоизм, жадность и безответственность к своим семейным обязанностям портят левый аспект чакры, приводя к дисфункции всей Манипуры, что, в первую очередь, повлияет на отсутствие удовлетворенности.
Деятельность, связанная с денежными, карьерными и социальными взаимоотношениями, плотно связана с правой Манипурой. Как и правая Свадхистана, правая Манипура расположена рядом с печенью, отражая аспект внимания сознания (читта - "направленное сознание"), направленное на окружающие обстоятельства. Если человек постоянно беспокоится о материальных аспектах, склонен о чем-то подобном часто переживать, если он имеет привычку быть раздражительным или несобранным, то тогда его печень перегревается, и он обречен постоянно испытывать стресс и напряжение. А это неминуемо скажется и на удовлетворении от центральной Манипуры, и на отношениях с близкими от левой Манипуры. Таким образом подобные беспокойства, связанные с материальным благополучием, выводят из равновесия правый аспект Манипура-чакры, но, приводя в равновесие этот аспект чакры, человек приобретает качества здоровой невозмутимости и гармоничной расслабленности, что привносит мир и покой не только окружающим его близким, но и ему самому.
Итак, полное удовлетворение как устойчивое состояние существования можно достичь лишь при хорошо сбалансированной, здоровой Манипуре. Важно быть терпимым к самому себе, давать покой своей Манипуре, ведь практически все желудочные болезни вызываются неуравновешенностью. По мере того, как с помощью медитаций наше внимание будет очищаться, и мы сможем все более длительные периоды времени концентрировать его на Сахасраре, мы будем все беспристрастнее реагировать на события нашей жизни. Мы станем более результативными, радостными участниками во всех делах. И наоборот, гармоничная манипура-чакра очень важна для глубоких состояний медитаций, так как состояние этой чакры определяет качество внимания, столь важного для медитации. Пренебрежение же этой чакрой приводит к недостатку внутреннего удовлетворения, к постоянному поиску чего-то иного, кроме медитации, для получения эмоционального и ментального облегчения в состоянии неудовлетворения.
С этим центром связаны десять Заповедей, которые определяют поведенческие принципы и принципы взаимоотношений с людьми. Чакра энергетически окружена десятью Гуру, пророками, которые дают нам уравновешенность, которые приходили на Землю, чтобы привести нас в равновесие. Они давали нам назидания, предотвращали от неправильных поступков, то есть напоминали нам о всех десяти заповедях, но люди часто не слушали, не признавали их.
Манипура-чакра стоит выше уровнем развития, нежели Свадхистана-чакра. Если Свадхистана - это уровень эстетики, наслаждения и желаний, то чтобы подняться выше, необходимо обладать силой воли, целеустремленностью, при помощи которых сознание не отвлекается на объекты желаний, на чувственные привычки и зависимости.
Манипура является последней чакрой из так называемых "нижних чакр". При слаженной работе этой чакры человек получает все возможности для раскрытия своих способностей в материальном мире, для реализации себя на материальном уровне. И именно из области Войда, окружающего Манипура-чакру начинается рост человека как духовной личности. Человек, у которого слаженно работают три нижних чакры способен достичь пресыщения материальным, способен осознать, что внешнее богатство и счастье не заменят внутреннего состояния, и тогда в его сознании появляются стимулы для поиска духовного.
Методы чистки Манипура-чакры приведены на следующей странице.
Состояние Манипура-чакры может ухудшиться из-за нескольких причин. Как было указано выше, блокировка левой и правой сторон чакры происходит в случае домашних проблем и в случаях чрезмерного беспокойства о деньгах. Важно верить в то, что Божественность заботится о каждом, и каждый получает достаточные силы, чтоб принять свою ответственность и выполнять свои обязанности. Нужно понимать, что мы должны поддерживать семью как важную ячейку общества, и она должна развиваться в атмосфере любви, уважения и единства.
Причиной блокирования также может служить доминирование со стороны мужа или жены. Если речь идет о доминировании мужа, то у жены, как правило, повреждается правая Манипура, и наоборот. Манипура-чакра также поражается, если дети не уважают мать или мать плохо обращается с ними. Все эти повреждения влияют на всю семью. Кроме того, тот, кто чрезмерно эмоционален, больше беспокоится о своей семье, для кого семья - это все, родственники - это все, может иметь поврежденный принцип Лакшми, так как этот принцип подразумевает отсутствие семейных привязанностей.
Как было описано выше, этот центр управляет работой пищеварительной системы. Если нарушается работа желудка, тогда ухудшается переваривание и усвоение пищи, поэтому желудок очень важен. Наше отношение к еде и то, как мы едим, влияет на желудочный сок и работу желез. Если мы постоянно спешим, злимся или беспокоимся во время еды, тогда пища плохо усвоится, потому что в таком состоянии мышцы желудка сжимаются и не могут надлежащим образом участвовать в переваривании пищи. Мы должны наслаждаться сбалансированной пищей, чтобы она легко попадала в желудок и там обрабатывалась желудочным соком. Для правильного питания спокойное принятие пищи - это правило, это медитация.
Слишком большое внимание к еде, проявляющееся в обжорстве, также вредит этой чакре. При этом желудок находится в возбужденном состоянии и сдерживает энергетический поток. Существует и другая крайность - голодание, которое также наносит вред чакре. Голодание может быть применимо в целях оздоровления и очищения и только под наблюдением врача, но духовного значения оно не имеет. Нет надобности поститься во имя Бога. Напротив, голодание "приземляет" нас, направляет наше внимание к еде, потому что, когда телу необходимо подкрепиться, оно посылает возбуждающие сигналы. Большинство из тех, кто постится, - очень раздражительные люди, они часто думают о еде. Нужно быть нормальным, приятным человеком и не подвергать себя мучениям.
Итак, голодание пагубно влияет на левую сторону, а переедание - на правую. Истинный йог равнодушен к еде, у него нет "любимых" блюд, и он искренне наслаждается любой пищей, которая дает хорошие вибрации. Важно развивать тонкое и непривязанное отношение к еде, уметь получать столько же искреннего удовлетворения от простых блюд, сколь и от изысканной кухни.
Манипура-чакра также отвечает за работу печени. Сложно переоценить важность этого органа для медитации и внимания. Необходимо особенно заботиться о печени, а также не истощать печень чрезмерной умственной активностью и планированием. Употребление алкоголя, вредной пищи, наркотиков, а также злоупотребление лекарственными средствами неблагоприятно отражается на печени. Горячую печень очищает белый тростниковый сахар, принимаемый в жидком виде, поскольку он разбивает жиры, которые удерживают токсины в печени. Переохлажденная печень встречается редко, но если на коже есть сыпь, то ее причиной может быть именно это. При переохлажденной печени надо есть желтые овощи. При всех проблемах печени надо пить несколько литров воды в день. Это способствует вымыванию токсинов.
Желание доминировать над другими, манипулировать ими, подчинять себе - это проявление сильного, но негармоничного (негативного) правого аспекта Манипура-чакры. Возможно, между словами "манипура" и "манипулировать" неслучайное сходство. Стремясь навязать другим свою волю, руководить ими при помощи хитрости и манипуляций для достижения лишь своих личных целей приводит не только к ухудшению отношений, но и к возрастанию своего корыстолюбия, к эго-ориентированности, что нарушает основной принцип Манипура-чакры "отдавая - получаешь".
Главным Божеством Манипура-чакры является Вишну. Ригведа, древнейшее Священное Писание, описывает в гимне Вишну легенду, согласно которой Бог света тремя огненными шагами покрывает землю, атмосферу и небо (вероятно, имеется в виду восход солнца, зенит и закат). Вишну-спаситель вместе с Брахмой-творцом и Шивой-разрушителем образует Божественную триаду - Тримурти, Союз трех великих Богов. Вишну в триаде Божеств отвечает за поддержку творения и процессы эволюции. Именно Он поддерживает нашу Дхарму и руководит нашей эволюцией. Считается, что Он появлялся и будет появляться на земле в Своих аватарах (воплощениях), чтобы спасти людей от стихийных бедствий или от жестоких тиранов. Бхагавата-пурана упоминает о двадцати двух аватарах, самые известные и общепринятые - это десять.
Первые шесть инкарнаций Вишну из этих десяти произошли на уровне второй и третьей чакр (рыба, черепаха, вепрь, человек-лев, карлик, Парашурама). Последние четыре аватары приходят на более высоких этапах эволюции (Рама, Кришна, Будда и будущая инкарнация - Кальки).
1. МАТСЬЯ. В виде гигантской рыбы Вишну спас от потопа седьмого Ману - Вайвасвату, прародителя человечества, и Саптариши, семерых мудрецов и духовных сыновей Брахмы, вместе с их женами во время великого потопа. Позже благодаря их потомству мир вновь наполнился людьми. В ведической традиции Ману - сын Вивасвата и брат Ямы; при этом Ману рассматривается как первый живший на земле человек и царь людей, а Яма - как первый умерший человек и царь умерших предков.
2. КУРМА. Вишну принял форму черепахи во время "пахтанья океана" и держал на своей спине гору Мандару. Пахтанье (взбалтывание океана молока) затеяли Девы вместе с Асурами и Даитьями для того, чтобы добыть из океана Амрут (нектар) бессмертия.
3. Вепрь - ВАРАХА аватара. Приняв вид вепря, Вишну сразил демона Хираньякшу в поединке, длившемся тысячу лет, и на своих клыках поднял землю из поглотившей ее пучины океана.
4. Человек-лев - НАРАСИМХА аватара. Когда Прахладу, почитателя Вишну, жестоко истязал его отец, демон Хираньякашипу, не веривший в существование Вездесущего и Всемогущего Бога, из столба, на который он сам указал, появился Нарасимха, как существо с туловищем человека и головой льва, и убил его. Нарасимха олицетворяет доблесть как божественное качество; его почитают прежде всего кшатрии (правители и воины).
5. ВАМАНА. Приняв обличье карлика, Вишну перехитрил царя Бали. В Пуранах содержится история о трех шагах (она также упоминается в Ригведе). Бали был царем демонов, известным своей суровостью и одновременно добродетелью. Он был великодушен к провинившимся и никогда не отпускал просящего с пустыми руками. Через покаяние он стал невидимым и правил тремя мирами: небесами, землей и нижним миром. Индра, царь Небес, воззвал к Вишну с тем, чтобы Тот обуздал Бали. Вишну появился перед Бали в виде Ваманы, карлика, в своей пятой аватаре, чтобы защитить мир от тирана. Бали предложил Вамане помощь, и Вамана попросил у него кусочек земли, который Он сможет обойти за три шага. Бали позабавила столь скромная просьба карлика. Без всяких колебаний Бали удовлетворил смиренное желание Ваманы. Тогда Вамана (Вишну) принял Свой космический облик. В один шаг Он покрыл землю, в другой - небеса, и, поставив ногу на голову Бали, столкнул его в нижний мир, где ему позволено было править.
6. Сильный человек - ПАРАШУРАМА аватара. Это Рама с боевым топором. Воплотившись в сына брахмана Джамадагни и ее мудрой жены Ренуки, он уничтожил тиранию кшатриев, возглавляемых Картавирьей и жестоко угнетавших людей, и передал главенство в мире брахманам.
7. Великодушный и совершенный король РАМА встретился с Парашурамой и взял его силу и мощь. Рама - это принц и царь Айодхьи, явился в Трета-юге как воплощение Вишну в виде идеального царя и мужа. Подвиги царевича Рамы, которые Он совершил в борьбе против Раваны, предводителя демонов, царя Ланки, описаны в эпосе Рамаяна. Рама открывает правый аспект четвертого энергетического центра. В Рамаяне проявляются и ведут борьбу за эволюцию на земле пять элементов. Рама, Который вышел из элемента воды, Сита рождена из элемента земли, Хануман - сын Бога Ветра, Сугрива - сын Бога Солнца и Лакшмана - инкарнация змея Шеша - это пространство, то есть элемент эфира.
8. Игривый свидетель - КРИШНА аватара. Идеальный правитель, воин, герой, философ и учитель. Вишну, будучи Кришной, уничтожал злых, защищал правых и установил новый порядок (дхарму). Шри Кришна открывает пятый энергетический центр тонкой энергетической системы. Кришна - Бог Отец Иисуса; Он - Ягве Моисея, и Он - Акбар Ислама. Это он разъяснил Бхагавад-Гиту через Махабхарату (в ее шестой книге Бхишмападва).
9. Будда Шакьямуни - БУДДХА аватара. Вишну пришел для того, чтобы описать способы получения Просветления через духовную практику. Будда открывает правый аспект шестого энергетического центра, то есть окрывает принцип Махат Ахамкары (Эго Бога Всемогущего).
10. КАЛКИ. Это последняя аватара Вишну, в которой Ему еще предстоит появиться в конце настоящего "века тьмы". Ожидают, что Он появится в виде всадника на белом коне, который поведет человечество в золотой век Сатья-юги.
К Вишну обращаются как к Нараяне, Вездесущему и Всепроникающему. Он лечит, охраняет праведность, заботиться о людях и их духовном росте. В древних историях Вишну совершает подвиги на благо угнетеных и притесняемых, к Нему обращаются Девы в критических ситуациях. В индийской традиции имя Вишну толкуется как "проникающий во все", "всеобъемлющий".
Вишну связывает людей с материальным миром. Материя имеет восемь валентностей: отрицательные, положительные и нейтральные. А у людей десять валентностей, которые создает Вишну для связи с материей. Он способствует их эволюции, а в заключительной стадии он проявляет Себя как Вирата. Другими словами, Он приходит посредством десяти Своих Инкарнаций и в конечном итоге проявляется на уровне Вираты, на уровне мозга Вселенского Существа, Которого условно можно назвать Богом Всемогущим. На этой стадии принцип Вишну разделяется надвое: на Вирату и Виратангану. И появляется еще один, третий принцип – Махавишну, который инкарнировался как Иисус Христос. В настоящее время все эти три принципа действуют в людях, главным образом, на уровне Сaxacpapа-чакры.
Вишну является Вишвапалой и Повелителем центрального канала тонкого тела человека (сушумна-нади). Он является сущностью нервной системы, контролирующей все различные анга (части) Вираты. Как нервы проникают в каждую самую отдаленную и мельчайшую частичку тела, так и Он проходит в каждую частичку Вираты и принимает или передает информацию, интегрируя ее. Вся эта информация, в конечном итоге, проходит через чакры в Сушумне, а Он в Своих различных формах, и используя различные силы, управляет ими.
Таким образом, Он является координатором, это Он поддерживает и дает пропитание, организует и утверждает каждый планетарный семейный и индивидуальный гороскоп. Ничто не избегает Его внимания, Он организует каждый аспект Вселенной. Он в постоянной Лииле (игре) и Майе (иллюзии) поддерживает Творение и пишет Драму происходящего. Без этих Лиилы и Майи не было бы никакого Творения и никакой драмы, был бы только один Атман. Он стоит посредине между Майей Ади Шакти (Пракрити) и чистым состоянием свидетеля Садашивы (Пурушей), объединяя их.
Вишну контролирует четыре стадии жизни (ашрама), одной из которых является семейная жизнь (Грихастха), то есть связанность с семьей. Конечно, для реализованного духовного человека (Атмасакшаткари), такая связанность трудна, для него это испытание (тапасья), но без этого общество не способно существовать. Если духовный человек пренебрегает семейной жизнью, то для эволюции общества, то есть для драмы Вишну, наносится ущерб.
В руках Вишну держит предметы, символизирующие четыре основы человеческой жизни - дхарму, артху, каму и мокшу. Золотая чакра (диск) - специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой - вращается на указательном пальце Его правой руки. Это символ дхармы (кодекса правил), который рассекает невежество и дисбаланс во всем, что препятствует реализации дхармических задач человека. Во второй руке Он держит розовый лотос - символ чистоты, наслаждения красотой, это символ камы (желаний). Гаду (жезл) или булаву (палицу) Вишну держит в третьей руке. Это оружие, как символ артхи (материальной стабильности), помогает пробиваться сквозь препятствия и поддерживать мир. В четвертой руке Шанкха (морская раковина), символ чистого звука, символ мантры, олицотворяющий мокшу (освобождение).
Вишну ассоциируется с первозданными водами, Его часто изображают отдыхающим на цветке лотоса или на кольцах змея Шеши. Согласно одному из варинтов мифа о потопе, Вишну в конце каждого мирового цикла вбирает в себя Вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по мировому океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из Его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, Который и осуществляет непосредственно акт творения мира.
В скульптуре и живописи Вишну чаще всего изображается в виде человека с темно-синим лицом. Но цвет Его кожи разный и зависит от того, в какую эпоху Он приходит на землю. Цвет одежды - желтый, как и у Его аватар - Рамы и Кришны. На шее Вишну носит драгоценный камень. Ваханой (средством передвижения) Ему служит орел Гаруда. Обычное местопребывание Вишну - вершина горы Меру. Вишну имеет много различных имен. В "Махабхарате" есть раздел под названием "Гимн тысячи имен Вишну".
Энергией Манипура-чакры является Лакшми. Лакшми (в переводе с санскрита "добрый знак", "счастье", "красота") - Богиня счастья, богатства и красоты. Лакшми - супруга (Шакти) Вишну. Она сопровождает Вишну во всех Его аватарах, воплотившись в Камал, когда Вишну инкарнировался как Вамана (карлик). Когда Вишну родился как Парашурама, Она была Его супругой Дхарини. Она была Ситой, супругой Рамы. Рукмини и Радха - это Шакти Кришны.
Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из бурлящих первозданных вод на цветке лотоса. Лакшми дает богатство и процветание, Ее благословениям нет конца. Она дает нам защиту, но при этом Она очень скромна, восседая на лотосе. Она так легка, что не оказывает никакого давления на кого бы то ни было. Она молода и неописуемо красива. Ее кожа золотистого цвета. У Нее большие излучающие свет глаза в форме лотосов. Ее темные волосы ниспадают волнами к Ее коленям. Ее одежда и украшения прекрасны. Она одета в красные одежды с золотым узором или орнаментом, которые символизируют Ее активную сторону, как Шакти Вишну, как процветание, благополучие, счастье и Знание, как вечная сущность Богини. Лакшми являет чистоту и запредельность Истины. Ее четыре руки являют божественное совершенство, вездесущность и всемогущество Богини, они пребывают в благославляющем положении, проявляясь в своих восьми формах (а именно: богатство - шри, земля - бху, знания - сарасвати, любовь - прити, слава - кирти, мир - шанти, наслаждение - туштхи и растущие процветание, поддержка - пушти).
Лакшми дарует людям благополучие во всех сферах, как духовных, так и материальных. Важно заметить, что одной из Своих четырех рук Лакшми одаривает людей дарами любви, богатства и удачи. Другой же рукой она благословляет их. Подобным образом, когда мы что-то даем другим, то должны забывать об этом и благословлять того, кому даем. В двух других руках Лакшми держит два лотоса розового цвета. Розовый цвет – это цвет любви.
Существует десять основных форм Шри Лакшми, соответствующих десяти лепесткам Манипура-чакры.
1. АДЬЯ ЛАКШМИ - энергия Ади Шакти (изначальная энергия). На санскрите "афа" означает "изначальный", поэтому древние греки почитали Лакшми как Афину. Афина держит Кундалини в Своей руке, и Она олицетворяет Первозданную Энергию. В "Деви Махатмьям" (Шримад Деви Бхагаватам) Греция описана как Манипурдвип, то есть "остров в Манипуре (Наби)". А Лакшми как раз и пребывает в Манипура-чакре.
2. ВИДЬЯ ЛАКШМИ - духовное знание.
3. САУБХАГЬЯ ЛАКШМИ - удача, везение.
4. АМРУТА ЛАКШМИ - духовная милость, милость Духа, как самое большое и неисчезающее богатство, и все то, что совершается благодаря Духу. Это энергия дает возможность просто наслаждаться, любя других, давая вибрации другим, не требуя ничего взамен.
5. ГРУХА ЛАКШМИ - домашнее хозяйство, уют в доме. Груха Лакшми отвечает за левый аспект Манипура-чакры. Она, как жена, мать, бабушка дарит счастье домашнего очага и благосостояние семье. По этой причине жена в семье должна быть воплощением уважения. Форма Груха Лакшми является источником покоя, получаемого благодаря Духовному пробуждению, благодаря медитации. Любой человек, имеющий деньги, не должен быть скупым, и гость, пришедший в его полный любви дом, должен быть уважаем, к гостю необходимо относиться как к Богу. Если мы что-то отдаем другим, то далать это надо с таким чистым сердцем, чтобы этот дар превратился в прасад. И деньги, которые нам дает Лакшми, необходимо использовать разумно, ведь стоя на лотосе, очень легко угодить в пруд, так что необходимо быть выше всех соблазнов Майи (иллюзии).
6. РАДЖА ЛАКШМИ покровительствует правому аспекту Манипура-чакры. Эта форма отвечает за благосостояние, Она дает людям чистое внимание. Эта форма Лакшми восседает на слоне. Она сидит прямо, сохраняя полное равновесие, Она излучает достоинство, достоинство короля, достоинство королевы. Любая женщина, в которой развита эта энергия, подобна королеве, она не может поступать, как уличная женщина. Так что главное благословение этой формы Лакшми - это преобретение нами достоинства, полное любви и благожелательности к другим. Куда бы ни взглянул такой человек, он благословляет, не ожидая ничего взамен. Такой человек является королем. А что можно предложить королю? Он ни в чем не нуждается, ничего не ожидает от других. Раджа Лакшми стоит на Дхарме, эта энергия не благословляет тех, кто против Дхармы. Если у человека пробуждается эта энергия, то его помыслы переключаются с индивидуального на коллективное. Такой человек отрывается от самого себя, поднимается ввысь и становится единым со всем миром.
7. САТЬЯ ЛАКШМИ дает осознание Истины. Как только человек поднимается в своем осознании, он познает Истину, что он - не тело, не мысли, не эмоции, а Дух, инструмент Бога, через который работает Бог.
8. БХОГЬЯ ЛАКШМИ наделяет человека способностью наслаждаться радостью.
9. ЙОГА ЛАКШМИ - дает человеку союз с Богом.
10. МАХА ЛАКШМИ управляет каналом Сушумна в тонкой системе - каналом духовного восхождения. Когда человек знает цену деньгам, когда он пресыщается ими, когда обладает высшим богатством и спокойствием, когда он становится непривязанным изнутри, тогда он поднимается над принципом Лакшми, чтобы стать святым. Так проявляется энергия Маха Лакшми - энергия Эволюции, духовного пробуждения, высшего предназначения духовного путешествия. Она дает радостное настроение, осознанность, способность наслаждаться каждым мгновением жизни. Принцип Махалакшми работает в тишине, дает удовлетворенность и довольство людьми, когда человек не ищет у других недостатки.
Существует также восемь форм Лакшми (восемь видов благополучия), которые описывают проявления на более грубом уровне.
1. Ади Лакшми - изначальное богатство, являющееся источником всех богатств, удачи и благополучия.
2. Дханья Лакшми - богатство, связанное с зерном и злаками.
3. Дхайрья (или Вира) Лакшми - богатство, которое связывают с присутствием храбрости и доблести.
4. Гаджа Лакшми - богатство, связанное с животными.
5. Сантана Лакшми - богатство, связанное с потомством.
6. Виджая Лакшми - богатство, связанное с победой. Это элемент успеха во всех действиях.
7. Видья Лакшми - богатство, связанное со Знанием.
8. Дхана Лакшми - богатство, связанное с финансами.
Лакшми - это одна из форм Божественной Матери, описанная в Ведах. Поскольку Она наделяет йогов материальными и духовными дарами, йогам следует молиться Шри Лакшми, чтобы получать духовные благословения Божественности. Как Божественная Мать спокойствия, удовлетворения и счастья в мире, Она заботится о благополучии Своих детей. В идеале каждый дом должен быть местом, где пребывает Шри Лакшми и где проявлена Ее питающая природа. Тем, кто отдается на милость великим качествам, персонифицированным в Шри Лакшми, Она открывает их истиннное "Я" (Атма).
Характеристики чакры Божества: Вишну, Лакшми Физиологический аспект: солнечное сплетение Контролирует: желудок, печень, кишечник Качества: удовлетворенность, щедрость, дхарма (правильное поведение) Количество лепестков: десять День: четверг Планета: Юпитер Камень: Изумруд Звук ноты: Ми Элемент: огонь Цвет: зеленый Символы: Инь-Янь Проекции на теле: средние пальцы рук и большие пальцы ног Левая Манипура-чакра Божество: Шри Груха Лакшми Контролирует: селезенку и поджелудочную железу Качества: гостеприимный и заботливый хозяин, качества идеальной жены Правая Манипура-чакра Божество: Шри Шеша (Шри Раджалакшми) Контролирует: печень Качества: чувство собственного достоинство, внимание Практика очистки чакры Методы чистки Манипура-чакры приведены на следующей странице Дхарма Другой аспект Манипура-чакры - это Дхарма, или правильное поведение в жизни. Чтобы мы могли поддерживать чувство удовлетворения внутри себя, мы должны существовать в полном удовлетворении окружающим миром. Это означает правильное понимание правильной жизни. Это не может быть искусственным процессом, это естественным образом исходит из нашего внимания после получения самореализации. Как золото не тускнеет, так и Дхарма остается неизменной. Дхармичное поведение не может быть относительным. Действие в своей основе верное или неверное. Дхарма - это кодекс эволюционного процесса, в котором человек достиг настоящего уровня из амебы. Этот кодекс защищает и обогащает наш духовный рост. В истории человечества базовыми законами Дхармы были десять заповедей, которые были даны как руководящие принципы эволюции. Те, кто всегда соблюдает эти основополагающие принципы надлежащего поведения, получают опыт мощного и длительного процесса самореализации. Те, кто не понимал необходимость такого поведения до получения самореализации, естественным образом начинают осознавать это после реализации. После получения самореализации мы даже можем чувствовать нашу реакцию на дхармичное поведение посредством физических ощущений в области живота. Некоторые люди были удивлены, обнаружив насколько тонко стали их животы чувствовать адхармичное поведение (противоречащее Дхарме), и как они восстают против такого поведения. Чем больше человек наслаждается красотой Духовного развития, тем меньше у него стремлений к адхармичной деятельности. Эволюционные законы естественным образом устанавливаются внутри нас. Мы должны помнить, что Заповеди существуют для того, чтобы им следовали, но нас никто не заставляет это делать. Мы сами себе судьи на основании показаний вибраций. Мы сами вольны вынести приговор, то есть принять решение, и привести его в исполнение. |
САЙТ В СОЦСЕТЯХ: |