Основатель Сахаджа Йоги

Сайты о духовности

Статьи о Сахаджа Йоге

Притчи мудрости

Вопросы и ответы

В чем отличие Сахаджа Йоги от других видов йоги?

Татьяна1
5 мая 2007 года
Посещала занятия Раджа-йоги. Чем отличается Ваша медитация? Есть ли преимущество?

Марат
5 мая 2007 года
Слово "йога" пришло к нам из санскрита, в переводе оно означает "союз", подразумевая связь с Абсолютной энергией. Эту связь осуществляет энергия Кундалини, находящаяся в основании позвоночника. Таким образом, йога может подразумевать как подготовительный этап для пробуждения Кундалини, так и процесс восхождения Кундалини по позвоночнику. Отличие Сахаджа Йоги от других йог (в том числе и от Раджа-йоги) в том, что здесь Вам сразу предлагают получить свою Самореализацию, свою йогу.
Если говорить о Раджа-йоге, то современный ее вариант - это, фактически, новомодное изобретение, некоторая гимнастика для ума. Лично я бы не стал называть это ни йогой, ни духовной практикой, пока я не слышал ни об одном человеке, который бы достиг чего-нибудь в духовном плане (в классическом понимании духовности) с помощью современных гуру этой Йоги.
В Сахаджа Йоге не нужно ничего выдумывать, ничего представлять и делать непонятные нам вещи. Для занятий йогой в Сахаджа Йоге не требуется стоять на голове, не нужно питаться особым образом и платить деньги "мастерам йоги" и "гуру". В Сахаджа Йоге занятия бесплатны. И, самое главное, результаты занятий совершенно очевидны. Хотя, конечно, ошибочно думать, что заниматься Сахаджа Йогой легко; просто усилия, которые при этом нужно прикладывать, несколько другого рода. Требуется колоссальная работа над собой, работа по совершенствованию собственного характера, но в отличие от прочих практик в Сахаджа Йоге в этом нелегком деле Вам всегда поможет энергия Кундалини и прохладные вибрации.
Объяснение различия в изложении Шри Матаджи от 9 июля 1982 года в Бирмингеме, Англия:
"Раджа йога [как ее понимают в современное время] - это еще одно заблуждение, которое получили люди. Вы должны понимать, что когда поднимается Кундалини, это великое событие... Для того, чтобы это произошло, должны случиться некоторые предварительные события. Например, когда Она поднимается во второй центр, то происходит некоторое расширение, увеличение, так что Кундалини не опускается. Это расширение окружает Ее. Затем Она идет выше и начинает сужаться. Она идет в Вишудди-чакру, где вся энергия должна принять участие в игре, где происходит некоторое поглощение, и язык немного уходит внутрь. Но вы не чувствуете ничего, потому что это настолько быстро... Для Кундалини это занимает доли секунды - и Она там. Так что вы не чувствуете ничего подобного. Например, Земля настолько большая, что вы не чувствуете, что она круглая, сферическая. Соотношения настолько малы, что вы не видите, что она круглая. Точно также и Сахаджа Йога, это настолько быстрый метод поднятия Кундалини. Я имею в виду, что не существует других методов. Но сегодняшняя Сахаджа Йога настолько быстра, что вы не чувствуете ничего, но это происходит.
Глаза также расширяются. Но Я видела, что эти сумасшедшие люди, называемые раджа-йогами, даже капают атропин в глаза, чтобы зрачки расширились, потому что упоминалось, что ваши глаза должны расшириться. Они отрезают язык и поворачивают его вовнутрь. Был один из них в Америке, он отрезал язык у людей, и язык болтался. Даже и сейчас есть люди, попавшие под влияние этих "великих" гуру, у которых язык вот так болтается, и они заталкивают его обратно...
Вы полагаете, что проделывая все эти трюки, вы поднимите Кундалини? Некоторые даже поддерживают свои внутренности... Тут ничего не нужно делать! Это спонтанно! Это без усилий. Это под любящей заботой Бога! Почему вы хотите сломать себе шею так бездарно? В чем нужда? Я думаю, что как маленькие дети, когда они хотят произвести впечатление на Мать, они совершают такое представление. Только для того, чтобы привлечь внимание Матери. Но сейчас, Я думаю, они слишком серьезно относятся к этому. Это очень удивительно - идти до такой крайности. Это портит ваши чакры...
До Сахаджа Йоги это, как будто вы поворачиваете руль налево и направо, а затем только заводите двигатель. Будет ли это помогать тому, чтобы попасть в Бирмингем? Это бесполезно! Скорее, вы, наверно, повредите ваш руль. Не стоит беспокоиться, Я должна сказать. Не беспокойтесь. Хорошо? Да благословит вас Бог."

Olya
23 декабря 2008 года
Почему-то в описательных сайтах про занятия йогой Кундалини-йога часто соседствует с Сахаджа Йогой, так как обе они пробуждают энергию Кундалини. Кто-нибудь знает, что такое Кундалини-йога и насколько это учение можно вообще назвать йогой? Спасибо.

Перетятко Олег, Севастополь
24 декабря 2008 года
В Кундалини-йоге пробудить Кундалини пытаются при помощи всяких сложных упражнений, то есть механическим способом, что, собственно говоря, довольно затруднительно и небезопасно, особенно в наших современных условиях. Сахаджа Йога предлагает для этого самый простой, естественный и безопасный метод.

Маришкаm
6 января 2009 года
После моих исследований в интернете по теме Кундалини-йога, в частности, по методике, так сказать, Maya Fiennes, я пришла к выводу, что Кундалини-йогой называют смесь из различных Йог, что включает в себя дыхательные упражнения, физические упражнения и мыслительные, если можно так выразиться. Все это подается в красивой коммерческой обертке, так как посещения семинаров и диски с записью стоят недешево. А вот самого главного - как это работает - там не объясняют, просто просят повторять за ведущим. Может есть еще какое направление Кундалини-йоги?
И еще я вот на что обратила внимание: народ почему-то платит немалые деньги за каждую ступень рейки, за диски и семинары других йог, и не торопятся познакомиться с началом начал - с Сахаджа Йогой! Люди полагают, что если бесплатно, значит не работает.

Makhatma
6 января 2009 года
Я согласен с Олегом, что эти упражнения достаточно трудны для большинства людей. Но эти упражнения, кроме всего прочего, развивают в человеке силу воли, его физическое и психическое здоровье, а также силу концентрации внимания. Без этих предварительных условий поднятие Кундилини-шакти просто опасно, да и, скорее всего, неосуществимо. Но поднятие Кундалини есть необходимое условие для духовного развития личности, поэтому заниматься все равно придется рано или поздно, как бы тяжело это ни было. В религии нет места слабым. Прямое общение с Богом надо заслужить "потом и кровью". В конце концов, это наша карма, человеку не дается свыше больше страданий, чем он того заслужил и больше, чем он может вынести.

Марат
6 января 2009 года
Makhatma, на каком основании Вы заявляете, что "без этих предварительных условий поднятие Кундилини опасно, да и, скорее всего, неосуществимо"? Видите ли, кто бы Вам это ни сказал, или что бы Вы ни напридумывали, существуют на сегодня многочисленные факты, противоречащие Вашим словам.
Для пробуждения Кундалини правомочным с точки зрения Божественности образом достаточно лишь чистое желание садхака его получить. Крайне желательным при этом условием является его состояние всепрощения в эту минуту. И все! Сотни тысяч людей по всему миру смогли не только ее пробудить при этом, но и почувствовать это пробуждение.
Цитирую Вам фрагмент из лекции Шри Матаджи на публичной программе в Брисбене 5 мая 1987 года: "Эти истории существуют, потому что люди без полномочий попытались поднять Кундалини. Человек, который может поднять Кундалини, должен быть полномочен Божественностью. У такого человека должен быть чистый характер. А те люди только пытаются поднять Кундалини, и Божество на чакре, которую Я называю чакрой невинности, сердится, и вот как они получают проблему. Как Я сказала, эта чакра реагирует на тех людей, которые не уполномочены поднимать Кундалини.
Или можно сказать проще, что человек, который не знает об электричестве и засовывает свои пальцы в розетку, получит шок. Но в ситуации с Кундалини последствия еще хуже. Люди, которые не имеют надлежащего характера или состояния и пробуют эти уловки, получают проблемы. Кундалини здесь не при чем, это Божество, которое защищает целомудрие.
Эти истории существуют, и, естественно, такие люди делятся такими историями, сенсационными историями, и людям нравится узнавать об этом. Почему так много людей следуют за ними? Я считаю, что очень опасно следовать за всем этим неверным.
Теперь Я должна поднять Кундалини тысячам и тысячам людей, и ни у кого не было проблем. Она - ваша Мать, как ваша Мать дала вам рождение, взяв на себя всю боль. Она выводит все боли, Она, вообще, не дает вам проблемы. Самое большее, что могли бы вы почувствовать - это небольшое покалывание или что-то такое. Возможно, если кто-то когда-то был одержим, он начинает также немного подскакивать. <...> Люди из "трансцендентальной медитации" начинают подскакивать, Я видела это, или люди из черной магии начинают подскакивать передо Мной."

Makhatma, Бог - это любовь. Никто не любит Вас больше, чем Бог. О каких необходимых страданиях может идти речь?! Как любящий Бог может заставлять Вас страдать?!
Вот фрагмент из еще одной лекции Шри Матаджи 29 марта 1981 года в Сиднее: "Это типичная вещь, которая распространена на Западе: будто у вас есть свои собственные кармы, <...> и что вам приходится отрабатывать ваши кармы, вы должны страдать, и тому подобное. Эта теория работала до прихода Христа, но не после Его прихода. Христос сделал это за вас. Он взял все эти ваши кармы на Себя. Он создал путь для нас, поэтому вам нужно проходить через Него. Как только вы проходите через Него, через Агию-чакру, ваши кармы впитываются Им. Это только ваше эго, которое говорит, что вы поступили здесь плохо и вот здесь плохо. Когда ваша Кундалини проходит через вашу Агию-чакру, ваше эго впитывается в нее, и ваше суперэго впитывается. Христос сделал двойную работу "одним выстрелом". Это великая работа, поэтому Он был распят. Это должно было случиться. Он взял на Себя все ваши кармы и отправил их в ад.
Итак, каких бы карм вы себе ни натворили, все они впитаны, но дверь должна быть полностью открыта. Поначалу только одна ниточка поднимается, а эго еще не полностью впитано, так что иногда эго все еще проявляется. Самое лучшее оружие для избавления - это простить других. Прощение - это величайшее оружие Христа, которое Он дал нам, которое мы должны использовать. Прощать, прощать, прощать... Только после Реализации вы получаете крещение и получаете отверстие здесь (в Агии-чакре), и все ваши кармы выходят через него. Также вы обнаружите, что когда вы получаете Реализацию, то большое количество жара выходит. Это и есть эти кармы, которые выходят. Пусть этот жар выходит, и со всеми кармами будет покончено. Это работает так. Вот что такое Самореализация. Так что забудьте обо всех ваших кармах после вашей Реализации. Хорошо? Он сказал так".

романтика кирпича, Запорожье
2 февраля 2009 года
В чем отличие Сахаджа Йоги от других видов йоги, к примеру, Аштанги, Хатха, Кундалини? Можно ли вообще сравнивать их? Есть ли единый стержень? Ну, если это вообще корректная постановка вопроса.

Перетятко Олег, Севастополь
5 февраля 2009 года
"Йога" означает связь с Абсолютной Истиной. И этому понятию Сахаджа Йога полностью соответствует. Различные виды йоги выполняют эту основную задачу, каждая по-своему, но стержень везде один. Правда, современные люди об этом самом стержне нередко забывают, считая йогу лишь обычной гимнастикой или оздоровительным средством.
Сахаджа Йога отличается от других видов йоги своей простотой, доступностью, сохраняя при всем при этом высокую эффективность и универсальность. Заниматься этой йогой под силу любому человеку: нет необходимости в сверхсложных упражнениях или аскетических подвигах. Все просто и оригинально. Все самое лучшее из других систем йоги можно обнаружить здесь.

Mарат
6 февраля 2009 года
Нужно сказать, что Олег не упомянул о главном. Сахаджа Йога начинается с того, чем заканчиваются все остальные виды йог - с Самореализации. В этом главное отличие Сахаджа Йоги и ее (не побоюсь этого слова) превосходство.
Таким образом, во-первых, начиная заниматься Сахаджа Йогой, Вы образно автоматически получаете свидетельство об окончании курсов других видов йог. А, во-вторых, заниматься другими видами йоги и при этом стараться достичь уровня, доступного сахаджа йогам, - это все равно, что сесть в автомобиль, крутить руль, нажимать на педали, но не заводить двигатель, и при этом стремиться доехать, скажем, до другого города. Если мотор не заведен, то как Вы способны поехать?!

Океан, Хабаровск
12 августа 2009 года
Здравствуйте. Можно ли совмещать Крийя-йогу Йогананды и Сахаджа Йогу? Что является более быстрым методом достижения совершенства? Куда попадают сахаджа йоги после смерти, и есть ли шанс родиться в высших мирах или вспомнить о своей цели в следующих жизнях? Цель (или одна из целей) Сахаджа Йоги - это полное пробуждение Кундалини? Если при самореализации пробуждается всего несколько нитей, то сколько может потребоваться жизней, чтобы пробудить все остальные?

TANIA
31 октября 2009 года
Насколько я поняла, Крийя-йога совсем не работает с энергией Кундалини.

Alexander Golberg, Израиль
31 октября 2009 года
Океан, Вы много думаете о будущем?
Насчет Крийя-йоги я спрашивал у врача из медицинского центра в Ваши. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что Вы можете спокойно забыть про Крийя-йогу, если занимаетесь Сахаджа Йогой, а не просто ходите "вокруг да около". Кундалини подпитывает и очищает чакры, но чтобы в этом убедиться, нужно регулярно медитировать, в противном случае все остается на уровне голословных утверждений и ментальных проекций. Вы не можете проверить утверждения о том, кто куда попадает после смерти, и я почти уверен, что Вы не встречались с крийя-йогами, достигшими совершенства за одну жизнь. :)
Количество нитей Кундалини огромно, люди, в принципе, такими числами не оперируют, но дело не в том, у кого сколько нитей поднялось. Кто это считает? Зато я совершенно точно знаю, какой эффект оказывает на меня занятие Сахаджа Йогой не после смерти, а уже при этой жизни. И этот эффект однозначно создает прекрасную мотивацию к продолжению занятий, чего и Вам желаю.

Перетятко Олег, Севастополь
2 ноября 2009 года
Совмещать Крийя-йогу Йогананды и Сахаджа Йогу не имеет смысла, так как Крийя-йога - это одна из начальных ступеней Аштанга-йоги, то есть восьмиступенчатого пути йоги. В Сахаджа Йоге реализуется конечная цель йоги и гораздо более простыми средствами.

anve
8 ноября 2009 года
На мой взгляд, главное отличие Сахаджа Йоги от других духовных практик заключается в том, что в ней Вы можете постигать Истину без помощи Гуру, как такового, в общепринятом смысле этого слова. Роль Гуру в Сахаджа Йоге отводится Кундалини. Когда Она поднимается у Вас, то образуется связь между Вашим сознанием и Сверхсознанием. И в форме вибраций по этому каналу связи начинает поступать энергия чистого знания, которая способствуют Вашему духовному росту, то есть, по сути дела, осуществляется та же самая работа, которую и должен выполнять любой настоящий гуру по отношению к своему ученику. Так как Кундалини является неотъемлемой частью каждого человека, то исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что каждый, кто обладает вибрационным осознанием, является гуру самому себе. При этом естественно подразумевается, что он свободно владеет техникой подъема и удержания своей Кундалини.
Конечно, на практике все совсем не так просто, как может показаться. В начале Ваш собственный Гуру очень слаб. Ведь сразу после получения реализации вибрационное осознание находится в зачаточном состоянии, и это создает определенные трудности. Но его можно развивать подобно тому, как мы развиваем свой ум, свои чувства, и можно добиться того, что оно станет безукоризненным инструментом для получения тех знаний, которые нам так необходимы для духовного роста.

Makhatma
9 ноября 2009 года
Марат писал, что начиная заниматься Сахаджа Йогой, автоматически получаешь свидетельство об окончании курсов других видов йог. Должен сказать, что я абсолютно с ним не согласен. Я просто не могу понять, как можно так говорить о Хатха-йоге и Раджа-йоге. Действительно, большинство физических и ментальных практик труднодоступны для большинства новичков, а смысл некоторых можно понять не раньше, чем освоишь или впитаешь в себя предыдущие. Но ведь даже математика дается не всем сразу, а как можно, не зная математики, начинать изучать, например, физику. Эти две великих науки появились за долгие тысячелетия до Сахаджа Йоги, и много тысяч людей познали Бога с помощью их задолго до Шри Матаджи.
Что касается Хатха-йоги, то основная ее задача - сделать тело совершенным проводником воли Духа. Если я не ошибаюсь, то это Иисус Христос сказал, что тело - это храм Духа, а Дух - это храм Бога. Не развивая свои телесные и ментальные способности с помощью Хатха-йоги, мы не сможем полноценно развивать духовные. Раджа-йога начинается там, где кончается Хатха. Когда человек развил свое тело, ум, победил чувства, овладел дыханием с помощью Хатха-йоги, тогда он начинает практиковаться в познании Бога, и как вершину практики в состоянии самадхи он познает Бога, его Дух сам становится равным Богу. Это в моем понимании и есть настоящая самореализация.
А что касается цитат Шри Матаджи, которые Вы даете о сравнении Хатха, Раджа и Сахаджа Йоги, то в них Она сама упоминает, что речь идет о современных пародиях на эти две Великие науки, в которых так называемые учителя в лучшем случае неплохо разбираются (да и то не всегда) в физических упражнениях, совершенно опуская все духовное, что таится за ними. А ведь, наверняка, сама Шри Матаджи прекрасно разбирается в Хатха-йоге.
"Из тысячи людей есть только один стремящийся, из тысячи успешно стремящихся, только один знает мою сущность." -- Вишну-Пурана.

Марат
9 ноября 2009 года
Уважаемый Makhatma, Раджа-йога так же, как и восьмиступенчатая Аштанга, берет в своей основе начало от Патаджали, а жил он всего лишь 2300 лет назад. Не такие уж это долгие тысячелетия, согласитесь. А Хатха-йога возникла вообще-то совсем недавно, лет 500 назад. Она и терминологически, и методически представляет собой продолжение Раджа-йоги.
Да, речь шла о современных интерпретациях этих двух йог, которые, действительно, не имеют ничего общего с Истиной. Но что толку говорить о прошлых учениях? Факт заключается в том, что на сегодняшний день до нас дошли исковерканные и неприменимые методы и учения этих йог. Их применять, по меньшей мере, бесполезно. Шри Матаджи говорит, что Сахаджа Йога - это и есть Раджа-йога в его исконном виде, но только не та Раджа-йога, которая дошла до нас сегодня!
Собственно, вот, что говорила об этом Шри Матаджи на публичной программе в России в 90-е годы:
Вопрос: В чем Сахаджа Йога отличается от Патанджали? Как Вы определите Сахаджа Йогу?
Ответ: Она не отличается от Патанджали. Она то же самое. Но люди не читают Патанджали, они читают только одну шестнадцатую часть. На самом деле, вы должны прочитать всю Аштангу. Позже он приходит к тому, что вы должны стать безмысленно осознающими, что означает Нирвичара-самадхи, Нирвикальпа-самадхи. Вот, что такое Сахаджа Йога.


anve, Вы пишите, что в Сахаджа Йоге роль Гуру отводится Кундалини. Это не совсем так, если я Вас правильно понимаю. Дело в том, что наша Кундалини на первых этапах после Своего пробуждения не может являться нашим Гуру. Вот, что об этом говорит Шри Матаджи на пудже Ади Кундалини в Австрии 19 июня 1990 года:
"Когда вы используете вашу собственную Кундалини, вы должны знать, что Она имеет проблемы. Она сама прошла через различные эпохи и стадии, и Она сама является иногда очень сильно поврежденной, очень несчастной и очень слабой, и тогда Она не может подняться. Так что, если вы хотите, чтобы эта Кундалини, которая есть ваша собственная Мать, давала вам питание, вы должны научиться, прежде всего, тому, как быть покорным Реальности. Так что, если вы учитесь, как покоряться этой изначальной Кундалини, тогда ваша Кундалини немедленно окрепнет.
<...> Так что Изначальная Кундалини, которая отражается в вас как ваша Кундалини, является той же самой природы, и Она работает таким же образом. Она поднимается, дает вам самореализацию, дает вам эти силы. Но, в конце коннцов, нужно знать, что Она есть отражение. А чтобы сделать отражение правдивым, истинным, вы должны смотреть на Реальность, прежде всего, смотреть на то, как настоящая Изначальная Кундалини действует, как работает. Если вы начнете думать только лишь о Моей Кундалини, немедленно вы станете безмолвными, нет вопроса. Вы не сможете думать, вы просто станете безмолвными. Просто подумайте о любой из Моих чакр, и ваши чакры будут в порядке.
Но у вас должна быть эта глубина, у вас должен быть необходимый протокол, у вас должно быть необходимое право. Это будет работать, не нужно будет делать ничего, просто вы должны думать о Моих чакрах, просто думайте о Моей Кундалини. Этого достаточно.
<...> Но сразу после реализации вы находитесь в зависимости от вашей Кундалини, и вы должны заботиться о Ней и заботиться о себе. Теперь вы должны отождествлять себя полностью с вашей Кундалини, и тогда все будет работать хорошо. Так что сегодня тот день, когда мы должны решить, что наше величайшее оружие есть Кундалини. И мы должны знать, как использовать его, какими мантрами нужно пользоваться, какие проблемы у нас есть. И мы не должны робеть из-за наших проблем. Если у нас есть проблемы, мы должны знать: это наши проблемы, они должны быть исправлены. Также мы должны знать технику полностью."

Makhatma
9 ноября 2009 года
Я не думаю, что Хатха-йога является продолжением Раджа-йоги, а, скорее, наоборот. Принцип Хатха-йоги заключается в обуздании мыслей и чувств в медитации с помощью постепенного замедления дыхания, тогда как принцип Раджа-йоги - в замедлении дыхания при попытке обуздать мысли и чувства. Первый метод намного проще. Новичок, который будет начинать сразу с Раджа-йоги столкнется с тем, что его мысли будут разбредаться в разные стороны, подобно овцам без пастуха, как у меня когда-то, пока я, наконец, не понял, что лучше все-таки для начала дыханием овладеть, а потом пытаться концентрацией заниматься, и сейчас этот контроль над мыслями уже получается.

anve
10 ноября 2009 года
Совершенно с Вами согласен, Марат. Просто вместо слов: "наша Кундалини на первых этапах после Своего пробуждения не может являться нашим Гуру", я использовал слова: "В начале Ваш собственный Гуру очень слаб...", а также: "подразумевается, что он свободно владеет техникой подъема и удержания своей Кундалини."
Сделал я это потому, что посчитал ненужным в данной теме слишком рельефно изображать весьма долгий период становления Кундалини, как собственного гуру. К тому же согласитесь, что формально между человеком, только что получившим реализацию, и человеком, достигшим значительных успехов в Сахаджа Йоге, не существует качественных отличий с точки зрения их связи с Богом посредством Кундалини, а есть только количественные. Конечно, можно говорить о переходе количества в качество и так далее, но это уже тема другого разговора.

Марат
10 ноября 2009 года
Makhatma, Вы и сами признаетесь, что не владеете той совершенной системой Патаджали, которая позволяла ему поднять своих учеников до высот Нирвичара-самадхи. Это все потому, что на сегодняшний день не дошла до нас его восьмиступенчатая Аштанга, позволяющая последовательно и верно до такого состояния добраться, что и требуется доказать.
Уважаемый anve, я так понял из Ваших слов, что причину слабости Вы предписываете не самой Кундалини, а нашему вибрационному осознанию. Я ведь Вас правильно понял?! А в таком случае, нелишне будет говорить еще и о том, что и наша Кундалини слаба. Может быть такой случай, когда вибрационное сознание установлено, но Кундалини еще слаба. Тогда не стоит полностью на Нее опираться, так как Ей надо еще окрепнуть. А чтобы получить ответ, как Ее укрепить, лучше ознакомиться с цитатой Шри Матаджи, которую я и привел.
Да, конечно, между человеком, только что получившим реализацию, и человеком, достигшим значительных успехов в Сахаджа Йоге, не существует качественных отличий с точки зрения их связи с Богом посредством Кундалини. Тогда будем говорить, что наша Кундалини - это совершенствуемый учитель, совершенствующийся вместе со своим учеником. Добавлю, что, исходя из слов Шри Матаджи, наша задача как учеников - это слить себя с нашей Кундалини, то есть стать учеником и учителем в одном лице. В этом плане Кундалини становится не только нашим проводником (учителем), но и нашим оружием (учеником).

Makhatma
10 ноября 2009 года
Марат, естественно, я - не волшебник, я только учусь. Если бы люди могли просто так, по собственному желанию, достигать состояния Нирвичара-самадхи, то на земле жили бы не люди, а Боги. Много ли людей, которые легко могут войти в это состояние (или в высшее состояние медитации в Сахаджа Йоге)? Не уверен, что Вы назовете хотя бы одного, но все к этому стремятся и надеются его достичь. И я в этом смысле - не исключение.

RomaYog, Крым
10 ноября 2009 года
Уважаемый Makhatma! Возможно, то, что я скажу Вам, покажется невероятным и странным, но это очень и очень важно знать: при получении Самореализации в Сахаджа Йоге искатель сразу получает состояние Нирвичара-самадхи и сразу получает состояние просветления! Это и есть смысл и суть Самореализации. Это то, что отличает Сахаджа Йогу от других видов йог. Самореализация - это вхождение внимания в коллективное сознание. Не бывает так, что один достиг, а другой - нет. Все сахаджа йоги имеют это, но далеко не все это принимают сердцем, есть еще множество накопленных блокировок, от которых нужно избавляться.
Как мы действуем в современной Хатха-йоге или Раджа-йоге? Изучаем методики концентрации, асаны, дыхательные практики. Затем начинаем их практически осваивать, совершенствовать свое мастерство. Затем следует длительный период практики, в конце которого, "если Бог даст", мы получим свое самадхи. Да, это верный путь, классический путь. Об этом много написано.
Но в Сахаджа йоге Вы просто получаете это просто так, даром, спонтанно, милостью Бога. Такова сейчас ситуация. И Шри Матаджи - это не просто человек, достигший просветления, и теперь обучающий других это делать. Это личность, сделавшая эту ситуацию реальностью!
После получения Самореализации остается только ее углубить, принять, да просто поверить в то, что ты это получил. Достигается это несложными методиками очистки чакр и каналов. Становление в Сахаджа Йоге - это процесс осознания, расширения, углубления того, что уже получено! Чувствуете разницу? Да, как Вы говорите, Вы - не исключение. Много искателей, практикующих все, что угодно, приходят к нам на занятия, но уходят ни с чем, не веря в то, что можно так просто все получить. Им нравится "поиск ради поиска". Их эго тешится тем, что "я выполняю сложные асаны, я практикую такую-то йогу, о ней много написано, и я придерживаюсь того, что писали великие святые древности, я изучил так много, я знаю так много, я достиг того, я достиг этого, я вижу свет,...". Или многие получают реализацию, но не имеют пока чувствительности оценить полученное и не практикуют Сахаджа Йогу для углубления состояния Самадхи.
Вы пишите, что если б люди могли просто так достигать состояния Нирвичара-самадхи, то на земле жили бы не люди, а Боги. Но это именно то, что происходит сейчас на Земле! Достаточно лишь желания и нескольких реально выполнимых условий, чтобы получить Самореализацию. Да, это происходит не так всеобъемлюще и грандиозно, как у Будды. Это маленький росток, но достаточно за ним бережно ухаживать, чтобы он превратился в великолепный цветок.
Именно в том и смысл Сахаджа Йоги, чтобы божественная природа каждого человека была постепенно проявлена прямо среди грязи и несовершенства современного мира. Сделать это можно только простым способом. Лишь единицы способны на многочасовые практики, основанные на методиках, обрывки которых дошли до нас с древности. Разве не логично, что Высшая Сила в сложившейся ситуации на земле сделала это достижимым на массовом уровне?

Makhatma
10 ноября 2009 года
Дорогой RomaYog. Я очень внимательно прочитал то, что Вы выше написали. Смысла спорить нет, действительно, было очень четко и ясно описано отличие Сахаджа Йоги от других видов Йог. Но у меня появился вопрос. Возможно, он Вам будет неприятен, в этом случае я очень прошу у Вас прощения, и тогда, конечно же, не отвечайте. Если я правильно понял, Вы довольно давно практикуете Сахаджа Йогу и часто входите в состояние Нирвичара-самадхи, я имею в виду, Самадхи на Боге или Высшем "Я", то есть верховное состояние наивысшей абстрактной медитации. Скажите, когда Вы входите в это состояние сверхсознания, Вы чувствуете себя равным Богу - Всезнающим, Вселюбящим, не имеющим начала и конца? Чувствуете ли Вы, что являетесь создателем Вселенной, и все, что существует, живет внутри Вас и является частью Вас?

RomaYog, Крым
10 ноября 2009 года
То, что Вы описываете, называется Богореализацией, наивысшим достижением, последней стадией самадхи. Нирвичара-самадхи - это первая ступень на пути к нему. Между ними есть еще промежуточные ступени становления сознания в духовном мире.
Для самадхи нет понятия "Я". Оно существует только для тех, кто ведет беседы о самадхи. Состояние коллективного осознания просто существует, и вниманию каждого сахаджа йога доступна эта область в том смысле, что все сахаджа йоги, по определению, пребывают там, являются этим. Это подобно тому, что сознание отождествляет себя с коллективным вездесущим всепроникающим сознанием, что и является Истиной, в отличие от майи. Другое дело, развил ли сахаджа йог посредством медитации качество своего внимания должным образом? Возможно, что на это уйдут годы.
Если кто-то скажет, что "я вхожу в него, и я чувствую то или это", то он рискует упасть туда, откуда начал восхождение, так как он выскажет ложь и будет выражаться через невежественные понятия майи. О духовном опыте не рассказывают через понятие "Я". Надеюсь, что Вы поняли. Какой Вам смысл читать ответы на такие вопросы? Разве не интереснее просто получить это?

Makhatma
10 ноября 2009 года
Как сказал древнеегипетский мудрец Птахотеп: "Человек может понять Бога лишь до той степени, до которой может сам быть этим Богом."
Скажите, пожалуйста, что представляет из себя совершенная Сахаджа-медитация, так сказать, самая высшая ее ступень? Спасибо.

RomaYog, Крым
10 ноября 2009 года
Если кто-либо возьмется за прояснение вопроса, то, наверняка, он будет говорить о том, чего сам еще не испытал. Вам это будет интересно?
Есть лекция Шри Матаджи на пудже Шри Шиве в Австралии 1996 года, в которой Она кратко, в течение получаса, и великолепно обрисовала этапы становления в Сахаджа Йоге, а также самую высшую спупень (стадию), достижимую в Сахаджа Йоге.
Как можно ответить несколькими фразами и чтобы было все понятно?! Чем больше Вы будете пытаться разобраться в Сахаджа-медитации через ментальные объяснения, тем дальше Вы будете от нее отдаляться.

Makhatma
11 ноября 2009 года
На самом деле, это не праздный вопрос, а желание понять то, к чему я стремлюсь во время своих медитаций, которые регулярно провожу по методу, описанному Патанджали и его последователями. И если Бог даст, то я когда-нибудь достигну состояния самадхи, как высшее состояние в Раджа-йоге. Это будет аналогично высшему состоянию медитации в Сахаджа Йоге?
Что касается лекции Шри Матаджи по поводу этого состояния, то у меня нет возможности достать ее. Я бы ее, конечно, обязательно прочитал. Мне, действительно, что-то мешает обратиться к Шри Матаджи и принять Сахаджа Йогу. Но дело не в том, что я тщеславен или робок, а в том, что я не чувствую Шри Матаджи своим идеалом и учителем. Я не сомневаюсь ни на мгновение, что Шри Матаджи, действительно, святая, что Она помогает многим людям в самосовершенствовании, но это все, что я чувствую. У каждого человека своя судьба и свой путь к Богу. Для меня это Хатха-йога, Крийя-йога и Раджа-йога, являющиеся одной цепочкой, для Вас это Сахаджа Йога. Но в итоге цель у нас общая, только пути к ней разные. Вот почему людей, чьи сообщения размещены на этом сайте, пусть даже большинство из них сахаджа йоги, я считаю единомышленниками, так как цель у нас одна и та же. Здесь мне очень нравится. Общение, действительно, с высокодуховными людьми очень полезно для любого человека. Но у каждого человека своя судьба и свой выбор, как жить ему дальше, согласуясь со своими сокровенными внутренними потребностями и запросами. А этот сайт помогает сделать этот выбор в сторону духовности.

RomaYog, Крым
11 ноября 2009 года
Несомненно, что то, к чему Вы стремитесь "по методу, описанному Патанджали и его последователями", является тем же самым, что и высшее состояние медитации в Сахаджа Йоге. Существует только одна Йога. Либо она есть (то есть получена как состояние), либо ее нет. "Хатха", "Раджа" и т.п. - это только названия методов, техник получения Йоги.
Ворос лишь в том, получите ли вы самадхи, практикуясь так, как Вы практикуете сейчас. Откуда Вы знаете, что делаете все правильно? Откуда Вы знаете, что вместо продвижения к цели, не удаляетесь от нее, сопоставляя то, что Вы делаете, с тем, что описано в книгах? Это очень ненадежно. А практически и безнадежно, потому что ситуация с тех древних времен на Земле существенно изменилась, и методы достижения самадхи для современного человека несколько отличаются от того, как это было в древности. Обращаю Ваше внимание на то, что в книгах, писаниях, руководствах сказано не все. Фундаментальная основа энергетической трансформации всегда скрыта. Это знание живое, и оно дается только живым образом. Даже если Вы вызубрите наизусть все лекции Шри Матаджи, все равно Сахаджа Йога будет Вам недоступна. Это практика и только практика.
Вы пишите, что Вам что-то мешает обратиться к Шри Матаджи и принять Сахаджа Йогу, пишите, что чувствуете, что Она - святая, но не чувствуете Ее своим идеалом и учителем. Это нормальная ситуация. Невозможно принять Мастера умом. Это происходит естественно в процессе реального опыта медитации. Тогда и только тогда появляется возможность принять сердцем. На этом сайте просто описано, что мы попробовали метод Сахаджа Йоги, и он сработал. Может быть и Вам он тоже подойдет. А если нет, то значит, так должно быть. Тот, кто нашел верный метод совершенствования, не задает вопросы. Он точно знает, что он делает. Может быть, Вам не просто интересно с нами общаться, а есть более весомые причины Вашего интереса к Сахаджа Йоге?

FG
11 ноября 2009 года
Дорогой Makhatma, все-таки желательно двигаться более коротким путем. Возможно, пробуждение Кундалини по методу Сахаджа Йоги поможет Вам в Вашей духовной практике. Попробуйте. Если у Вас откроется Сахасрара, то Ваша медитация углубится. Ваша Кундалини поможет Вам.

Makhatma
11 ноября 2009 года
FG, я с Вами абсолютно согласен, что поднятие Кундалини обязательно поможет духовной практике любого человека, но эту силу можно пробудить и Хатха-йогой, я занимаюсь. К тому же, почему Вы считаете путь Сахаджа Йоги более коротким?

FG
11 ноября 2009 года
Ну, во-первых, исходя из своего опыта, я начинал с Кундалини-йоги по методу Шри Свами Шивананды. Во-вторых, в Сахаджа Йоге основная работа идет по Сушумна-нади, по которой и поднимается Кундалини, а в Хатха-йоге по Пингала-нади и Ида-нади, и все это делается через "я делаю", что усиливает эго. В то время как настоящая медитация - это отсутствие "я" (эго).
Занятие концентрацией - не медитация, концентрация предполагает усилие. С помощью усилия невозможно достичь Нирвичара-самадхи. Мы на этом сайте не агитируем Вас переходить в Сахаджа Йогу, ни в коем случае. Не имеет смысла спорить, чья методика и чей Гуру лучше. Вы, насколько я понял, глубокий искатель, и Самореализация, возможно, могла бы помочь Вам в Вашей практике.
Еще Вы спросили, что представляет из себя совершенная Сахаджа-медитация, и в чем ее высшая ступень. Процитирую Вам в качестве ответа цитату из лекции Шри Матаджи в Австрии от 6 июля 1986 года:
"Существует прекрасная песня Ади Шанкарачарьи "Тад Нишкала". <...> Когда вы достигните своей Нирваны, что произойдет с вами? Об этом говорится: ОМ. Я не являюсь ни умом, ни интелектом, ни эго, ни читта, ни ушами, ни языком, ни чувством обоняния и зрения, ни эфиром, ни воздухом, ни огнем, ни водой, ни землей, я есть Вечное Блаженство и Сознание. Я есть Шива! Я есть Шива! <...> Это то, чем вы являетесь. Вы являетесь Вечным Блаженством и Сознанием. Чистым Сознанием..."

RomaYog, Крым
11 ноября 2009 года
Мы считаем путь Сахаджа Йоги более коротким, потому что мы до Сахаджа Йоги перепробовали много чего разного, и все это было "вокруг да около", а здесь "сразу и в самую точку". Все получилось! Вы тоже можете это осуществить быстро и просто. Другой вариант - Вы не станете это делать, и имеете на это право. Что еще можно обсуждать? И зачем?
Все виды йог (и Хатха-йога) предназначены для пробуждения Кундалини в итоге, но та Хатха-йога, которая существует в настоящее время - это коммерческая пародия на истинное учение, существовавшее в древности, и пробудить Кундалини с помощью нее нельзя!

Makhatma
12 ноября 2009 года
Дорогой FG, что касается слова "концентрация", то это, как Вы прекрасно знаете, стадия, предшествующая медитации, и я абсолютно с Вами согласен, что это есть усилие. Но я еще не дорос до медитации, поэтому, когда я говорю, что медитирую, то это не совсем точно, а вот понятие "концентрация" - это как раз то, чем я на самом деле занимаюсь на данной стадии своего развития. Собственно, вся суть моего недопонимания в том, что у меня просто в голове не укладывается: как можно сразу приступать к медитации, предварительно не пройдя пратьяхару и концентрацию? А все здесь пишут, что занимаются именно медитацией, притом без всякой предварительной подготовки. Конечно же, Вы мне возразите, что человек прошел самореализацию, пробудил Кундалини и т.д. Но у меня есть очень сильные сомнения насчет того, что пробуждается именно Кундалини во время самореализации, так как, кроме Сахаджа Йоги, я нигде не встречал описания, что Кундалини ощущается подобно легкому ветерку, а некоторые вообще могут ее не почувствовать. Везде Кундалини описывается как "жар от расплавленного золота", который поднимается до Сахасрары, и люди этот жар прекрасно чувствуют.

FG
12 ноября 2009 года
Это очень интересный момент, и он ощущается именно в Сахаджа Йоге. Именно прохладный поток не только с рук, но и из Сахасрары, и по мере занятий он усиливается.
Описание ощущения Кундалини как "жар от расплавленного золота" я тоже читал во многих текстах. Причина в том, что Кундалини в Сахаджа Йоге поднимается спонтанно отдельными ниточками настолько, насколько могут пропустить чакры на данный момент, и по мере очистки и постепенного открытия чакр поток увеличивается. Иногда приходится ощущать и жар, если Кундалини чистит чакру, и много разных других ощущений. Например, в самом начале занятий на коллективных медитациях при чистке Вишудхи-чакры я чувствовал запах сероводорода, исходящий от меня, хотя другие его не чувствовали. Однажды, тоже на коллективной медитации, почувствовал сильную боль от переносицы к левому виску и сильные прохладные вибрации с обеих рук, а позже во рту появились сгустки крови. Много разных ощущений, и у всех свои индивидуальные. Или, например, идешь по улице, и вдруг спонтанно начинается медитация, исчезает чувство "я", и растворяешся в пространстве, и чувствуешь в воздухе запах сандала.
Вы задаетесь вопросом: как можно сразу приступать к медитации, предварительно не пройдя определенные этапы. Но бывает даже, что медитация вообще начинается спонтанно: из Сахасрары начинается сильный поток вибраций, и растворяешся в этом потоке. По этой причине такая медитация и называется "сахаджа", то есть спонтанная.

Makhatma
13 ноября 2009 года
Ну что ж, вполне убедительно.


Другие разделы:
Что дает Сахаджа Йога?

Кундалини

Чакры

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Медитация

Вибрационное осознание

Практика

Вопросы и ответы