До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные.
В одном из распространенных в Индии лунно-солнечных календарей длина года равна продолжительности времени, когда Солнце возвращается к той же звезде. Этот промежуток времени называется звездным годом. Он длиннее тропического года на 20,4 минут и по современным данным составляет 365,25636 средних суток. Древние индийские астрономы звездный год принимали равным 365,25876 суток. Эта величина указана в древнем индийском астрономическом трактате "Сурья Сиддханта", предположительно авторами которого являются выдающийся астрономы Арьябхата и Варахамихира.
Такое исчисление применяется в течение почти пятнадцати веков во многих индийских календарях. По той причине, что из-за земной прецессии звездный год (сидерический год) отличается от тропического года индийский календарный год, который 1500 лет назад начинался в день весеннего или осеннего равноденствия (21 марта или 23 сентября), теперь наступает на 22-23 дня позже. Это происходит потому, что современное датоисчисление учитывает тропический год.
Календарь делит год на двенадцать месяцев с продолжительностью от 29 до 32 дней, а также на шесть сезонов, связанных с погодой.
1. Весна (васант): месяцы Чайтра (март - апрель, 30 дней) и Вайшакха (апрель - май, 31 день).
2. Жаркий сезон (гришма): Джйяштха (май - июнь, 31-32 дня) и Ашадха (июнь - июль, 32 дня).
3. Сезон дождей (варша): Шравана (июль - август, 31-32 дня) и Бхадрапада (август - сентябрь, 31-32 дня).
4. Осень (шарат): Ашвина (сентябрь - октябрь, 30-31 день) и Картика (октябрь - ноябрь, 30 дней).
5. Зима (хемаита): Маргаширша (ноябрь - декабрь, 29 дней) и Пауша (декабрь - январь, 29-30 дней).
6. Холодный сезон (шишира): Магха (январь - февраль, 29-30 дней) и Пхалгуна (февраль - март, 30 дней).
Разная продолжительность месяцев сложилась благодаря тому, что индийские астрономы разбили эклиптику на двенадцать равных частей. Вследствие неравномерного движения Земли вокруг Солнца, когда в разное время года оно движется с разной скоростью, в индийском календаре летние месяцы оказались более длинными, а зимние - более короткими.
Индийский календарь связан также с продолжительностью лунного месяца. Каждый месяц начинается после полнолуния (или новолуния). Как известно, двенадцать лунных месяцев содержат только 354 дня, поэтому для соответствия их продолжительности солнечному году в каждый третий год вставляется добавочный тринадцатыйй месяц (адикмас), а чтобы уравнять лунные и солнечные месяцы, были введены дополнительные дни (титтхи).
Каждый лунный месяц делится на две половины: первая начинается после полнолуния и называется "темнеющей половиной", а вторая начинается с новолуния и называется "светлеющей половиной". В пределах каждой половины счет лунных суток ведется до пятнадцати.
Наиболее популярным в Индии является самватский календарь (Викрам-самват), в котором продолжительность солнечного года в определенной степени связана с продолжительностью лунных месяцев. На большей части территории Индии придерживаются именно этого календаря. В апреле 1944 года по всей Индии широко отмечались торжества, посвященные самватскому календарю. Они были связаны с исполнившимся в то время 2000-летием со времени введения эры Викрам-самват.
Самватским календарем преимущественно пользовались в Северной и Центральной Индии. Летоисчисление по этому календарю начинается с 57 года до н.э. и связывается с именем Викрама, или Викрамадитья, которому посвящены бесчисленные легенды, как национальному герою и идеальному правителю. О нем вспоминают как о властелине, изгнавшем иноземных захватчиков. Но упоминание в истории Индии многих Викрамов затрудняет установление того, какой из них связан с историей самватского календаря. Интересно отметить, что как раз во время около 57 года до н.э. в истори не было следов, указывающих на существование такого правителя. Только в IV в. н.э. в Северной Индии был некий Викрамадитья, который воевал против иноземных захватчиков - гуннов и изгнал их с индийской земли.
В южной части страны большое распространение имеет гражданский календарь Сака, в котором начало счета лет идет с 15 марта 78 года н.э. Новый год по нему отмечают около 12 апреля с расхождением в два-три дня.
В Индии применяются также такие временные промежутки как эры. Например, эра Калиюга ведет свое начало с 18 февраля 3102 года до н.э. Эра Нирвана ведет свой отчет с 543 года до н.э., то есть с предполагаемой даты смерти Будды Шакьямуни. Применялась и эра Фазли - одна из последних исторических эр в Индии, начинающаяся от 10 сентября 1550 года н.э. Она была введена падишахом Акбаром (1542-1606), но ею пользовались только в официальных документах.
Широкое распространение имеет и григорианский календарь, который в Индии стали применять с 1757 года. В настоящее время почти все выходящие в свет книги, журналы и газеты датируются григорианским календарем, но часто встречается двойная датировка: по григорианскому календарю и по местному гражданскому.
Религиозные праздники, как правило, отмечаются либо по лунно-солнечному, либо по лунному календарям. Например, праздник "Дивали", посвященный Богине процветания Лакшми и Богу Вишну, приходится на день новолуния месяца Картика. В этот день во многих местах страны отмечают начало нового года. В штате Мадрас Новый год встречают на 15-ый день после "Дивали", т.е. когда наступает полнолуние.
Таким образом, правительство Индии было вынуждено провести реформу и ввести единый национальный календарь. Для этой цели в ноябре 1952 года был создан специальный комитет по реформе календаря. В основу нового календаря положена эра Сака, широко применявшаяся в течение двух тысячелетий во многих календарных системах Индии. 1892 год эры Сака соответствует времени с 22 марта 1970 года по 21 марта 1971 года григорианского календаря. Продолжительность года стала равна длине тропического года, т.е. 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам. Календарный год в обыкновенном году содержит 365 дней, а в високосном - 366. Начинается год со дня, следующего за днем весеннего равноденствия, что соответствует первому числу месяца Чайтра. В високосном году он совпадает с 21 марта, а в простом - с 22 марта. Год состоит из двенадцати месяцев. В нем в високосные годы первые шесть месяцев имеют по тридцать один день, а остальные - по тридцать. В обычном году первый месяц состоит из тридцати дней. Для определения високосного года применяется следующее правило: к году эры Сака надо прибавить число 78, и если полученная сумма делится на четыре без остатка, то год - високосный. Однако, если после прибавления к году эры Сака числа 78 сумма окажется кратной 100, то этот год будет високосным только в том случае, если сумма делится без остатка на 400. Подобное правило применяется в григорианском календаре для вековых годов.
По решению правительства единый национальный календарь был принят с 22 марта 1957 года для гражданских и общественных целей. Для выполнения религиозных обрядов не возбранялось пользоваться местными календарями.
»» следующая статья »» |
САЙТ В СОЦСЕТЯХ:![]() |