Основатель Сахаджа Йоги

Сайты о духовности

Духовная литература

Йога ×
Йога через пробуждение Кундалини Каждый человек от рождения имеет скрытую духовную энергию, которая является отображением первозданной Энергии Вселенной. Ее называют Кундалини. Это энергия, которая, пробуждаясь, объединяет все чакры и дает нам Йогу, то есть "союз" со Всепроникающей энергией Вселенской любви. Она представляет Собой первозданную, преобразовывающую, исцеляющую силу, предназначенную для достижения нашей человеческой системой оптимального состояния существования. Открыть» Получите самореализацию! Самореализация ("атма сакшат кар", пер с санскрита "проявление своего духа") - это духовная трансформация человека, позволяющая соединиться с Абсолютной энергией. Этот союз, йогу осуществляет энергия Кундалини. Открыть»
О Сахаджа Йоге Основанная на современных знаниях и подтвержденная научными исследованиями, Сахаджа Йога позволяет через 2-3 месяца обучения добиться заметных позитивных изменений в здоровье, семейных отношениях и на работе. Открыть» Медитация Медитация – состояние сознания, в которое мы попадаем спонтанно, как только Кундалини проходит через Сахасрару-чакру. Это важное событие на тонком плане. Это и есть Йога, союз с Божественным и начальная стадия целиком нового осознания. Открыть»

Чакры и каналы - тонкое тело ×
Тонкая система Наряду с разветвленной нервной системой, отвечающей за восприятие физического мира, внутри человеческого организма находиться еще и так называемая тонкая система, регулирующая эмоциональное, интеллектуальное, психологическое и духовное существование людей. Данная энергетическая система, называемая также тонким телом, состоит из трех энергетических каналов, называемых нади, и семи основных энергетических центров - чакр. Открыть» Чакры Муладхара-чакра расположена у основания позвоночника с его внешней стороны. Главное качество Муладхары - невинность, которая формирует основу надлежащего (дхармичного) поведения. Свадхистана-чакра расположена на уровне аппендикса (на ширину ладони ниже пупка). Основополагающее качество Свадхистаны - это творчество. Открыть»
Каналы Существует три основных энергетических канала - левый канал (ида), правый канал (пингала) и центральный канал (сушумна). Они связывают между собой различные чакры нашего тонкого тела. Открыть» Чакры у древних славян Знание о чакрах существовало и в русском ведизме. Психоэнергетические центры, то есть чакры, имели славянские названия: Муладара - Исток, Свадхистана - Зарод, Манипура - Живот, Анахата - Сердце, Вишудха - Горло, Аджна - Чело, Сахасрара - Родник. Открыть»

Практика - методы очищения и самопознания ×
Общие сведения Этот раздел сайта является практическим справочником по очистке тонкого тела, а на этой странице перечислены основные методы практики. Открыть» Базовые методы Поднятие Кундалини и бандан. Балансировка каналов. Мантры. Утверждения (молитвы, аффирмации). Использование масел, использование плодов, использование музыки.Открыть»
Очищение чакр и каналов Методы чистки Муладхара-чакры, Свадхистана-чакры, Манипура-чакры, Войда, Анахаты-чакры, Вишудха-чакры, Хамса, Лалита и Шри-чакры, Аджна-чакры, левого канала, правого канала. Открыть» Лечение заболеваний Согласно традициям востока, причины наших духовных и физических недугов кроются в нарушении баланса тонкой энергетической системы человека, проявляющемся в истощении определенных энергетических каналов и нарушениях (блокировках) тех или иных энергетических центров – чакр. Открыть»

Вопросы и ответы ×
Практические рекомендации Ответы на вопросы в формате практических рекомендаций. Открыть» Методы очищения тонкого тела Ответы на вопросы по методам чистки тонкого тела. Открыть»
О Сахаджа Йоге Ответы на вопросы, касающиеся Сахаджа Йоги. Открыть» Разное Ответы на различные другие вопросы, не вошедшие в тематические разделы. Открыть»

Личный опыт ×
Получение самореализации В этом разделе размещены восемьдесят четыре истории личного опыта людей, получивших духовную самореализацию. Истории наполнены впечатлениями переживания этого бесценного опыта, а также описания изменений в жизни после этого события... Открыть» Поиск и другой опыт Шестьдесят четыре истории этого раздела повествуют о важных моментах в жизни людей, посвятивших себя поиску духовности. Эти рассказы не только не оставят равнодушными, но они, возможно, будут способны передать крупицы мудрости читателям... Открыть»

Статьи ×
Питание Статьи о правильном питании, как о неотъемлимом условии для эффективного самопознания и саморазвития... Открыть» Практика Статьи о практических методах в духовных практиках... Открыть»
Астрология Звезды и планеты — это не только объекты внешнего мира: они пребывают и внутри нас как путеводные огни нашей души... Открыть» Это интересно Статьи для общего кругозора, посвященные околодуховным темам... Открыть»

Причины сложностей принятия важных решений

Как известно, одним из главных врагов духовного совершенствования является склонность откладывать решения на потом. И эта особенность может быть связана не только с ленью, но и с патологической глубоко закопанной в подсознании нерешительностью cделать выбор. Это касается не только вопроса, например, о том, заниматься или не заниматься сегодня духовной практикой, но и таких более судьбоносных решений, как поменять ли образ жизни, работу, круг знакомых, основополагающие принципы и ценности своей жизни, от которых принципиально зависит и последующее духовное самосовершенствование. В жизни довольно часто возникают ситуации, в которых нужно принимать подобные ключевые решения, более того, наша пресловутая свобода воли и распространяется как раз только на принятие таких решений, а все остальное в жизни, по большому счету, происходит не столько по нашей воле, сколько по воле судьбы, являющейся результатом наших решений в прошлых ситуациях выбора.

Отказ от принятия решения - это тоже один из вариантов решения, но в случае вопросов, связанных с улучшением качества жизни, как правило, такая сторонняя позиция является неверным выходом из ситуации. Такой отказ, как правило, происходит из-за отсутствия уверенности в своих силах для принятия решения, а также уверенности в правильности своего выбора. Из-за той и другой неуверенности появляется нерешительность, которая, в свою очередь, приводит к сомнениям: "А, может, оставить все, как было. Даже если я сейчас сижу в болоте, то, наверно, это лучше, чем что-то менять, получив новые проблемы".

Сомнения в необходимости сделать выбор чаще всего связаны с мнительностью (гордыней), со слабостью характера (психической нерешительностью), с нехваткой ответственности и с боязнью ошибки или неудачи (атихифобия). В случае гордыни человеку иногда трудно произвести выбор, потому что он боится, что может разочароваться в себе, если у него не получится. Но под лежащий камень вода не течет, а потому такое бездействие все равно, в конечном счете, приведет к разочарованиям в себе, ведь всегда останутся сомнения в том, что, возможно, нужно было решиться, улучшив таким образом свою жизнь, когда этому мешала своя же обеспокоенность.

Но чаще всего в ситуациях принятия решения гордость проявляется в том, что человек воздерживается, боясь пойти вразрез с общественным мнением, вразрез с общественно принятыми решениями проблем, пусть даже не являющимися оптимальными. Человек боится поступить по-своему, потому что даже при личной удовлетворенности результатом своего выбора он может угодить в опалу окружения. Такому человеку удобно пойти на компромисс в угоду обществу, не перечя его мнению, чтобы затем отвечать только перед самим собой. Оценивая способы решения проблемы, он пытается представить, как оценят его выбор другие, что они скажут или даже подумают. И если его решение отличается от остальных, то он настолько боится быть осужденным другими, что буквально впадает в ступор, откладывая принятие решения на потом. Любопытен тот факт, что страх осуждения появляется лишь у тех, кто сам осуждает других. И важно понимать, что любой человек, кем бы они ни был, никогда в жизни не будет угодным для всех.

Такая пагубная зависимость от окружающих происходит из-за низкой самооценки. И вот тут важно понимать, что банальное поднятие самооценки не решит проблему, так как горделивый человек при поднятии своей самооценки становится не столько уверенным и решительным, сколько агрессивным, эгоистичным и надменным. Просто раньше он был ниже остальных, считая общественное мнение важнее собственного, но теперь он просто плевать хотел на чье-то мнение, а свое мнение он по-прежнему как не уважал, так и не уважает. Дело в том, что должна быть не самооценка, а самоценность. Это два разных понятия. Самооценка строится относительно качеств других, а самоценность в этом плане независима и исходит только от доверия и уважения к себе, от глубинного ощущения ценности и важности своего существования как бессмертной души, являющейся образом и подобием Вселенского Бога. И тогда зачем себя с кем-то сравнивать?

Итак, причиной доминирования самооценки в вопросе выбора, как это ни странно, является гордыня, то есть зацепка за свою репутацию. Когда решение человека менять качество своей жизни настолько зависит от мнения других, то это свидетельство того, что ему более важно его репутация, нежели его качество жизни. То есть причина упирается в банальном взвешивании ценностей: либо репутация, либо качество жизни. Но если речь, например, идет о решении изменить свою жизнь ради каких-то духовных ценностей, то здесь, как говорится в Писании, не можно искать Славы Божьей, если ищешь славы человеческой. Выход здесь в переоценке ценности жизни духовной и в последующем смирении. Только смирение победит гордость.

Еще одной причиной сложности принятия решения является банальный страх неопределенности. Да, при выборе решения будущее изменится последствием решения, и это изменение трудно предсказать, но эту непредсказумость надо просто принять как неотъемлемую часть жизни и просто сделать следующий шаг. Как говорил Наполеон: "Делай, что должен, и будь, что будет". Дело здесь не в потере зоны комфорта, потому что иногда решение приносит еще больший комфорт, но дело здесь просто в неприятии непредсказуемости. Важно понять, что мир всегда был и будет непредсказуем, потому что он никогда не стоит на месте и всегда способен поменяться так, как не входило в наши предсказания.

Святой Серафим Саровский говорил, что и святые, и миряне падают в грехе, то есть совершают ошибки, но святые отличаются от мирян только степенью решимости, то есть степенью принятия воли Божьей и поступлению этой воле вопреки обстоятельствам. Можно еще вспомнить притчу о талантах, в которой осужден был именно тот, кто ничего не сделал, а, зная волю Божью, но испугавшись, просто закопал свои таланты. Таким образом, если знаешь, как следует поступать, но не решаешься сделать шаг из-за непредсказуемости, то это грех малодушия.

Страх непредсказуемости может быть связан с излишними сомнениями в голове. Возможно, последствия выбора могли бы быть несколько предсказуемыми, если бы не спутанный рой мыслей в голове, выстраивающий множество различных, часто мнимых вариантов последствий. Важно успокоить голову выстраиванием в себе более верной позиции доверия не столько своему суетливому и взбаломошному уму, сколько доверия своему холодному разуму, который раз и навсегда уже принял решение, исходя либо из своего анализа, либо из своего прошлого опыта подобных выборов, либо из авторитетного чужого опыта (Писания, Учителя, опытный единомышленник).

Еще одной причиной сложности принятия решения является нежелание брать на себя ответственность за последствия своих поступков. Но неготовность нести такую ответственность является признаком незрелости, личностного инфантилизма. Очень часто люди при необходимости выбора запрашивают мнение другого человека не более опытного и уж точно менее осведомленного во всех нюансах ситуации для того, чтобы в случае неудачи попытаться всю ответственность повесить на того, кто неверно подсказал решение, то есть переложить вину на того, кто, возможно, пытался помочь.

Многие сторонятся ответственности не потому, что слабы держать это бремя, а потому что полагают, будто ответственность ограничивает свободу личности. Но все как раз ровно наоборот! Как это странно ни звучит, именно взяв ответственность за что-то, человек по-настоящему становится свободным. Как говорил Оскар Уайльд: "Величайшая тайна человеческого существования заключается в том, что быть свободным значит, взять на себя бремя". Ответственность - это одно, но обязательство - это несколько другое. И лучше взять самому ответственность заранее, чем потом из-за бездействия либо судьбой, либо природой, либо обществом будет возложено обязательство, ведь чувство обязательства навязано, тогда как чувство ответственности человек берет на себя сам.

Итак, ответственность дает свободу. Но кроме этого, как это странно ни звучит, ответственность еще дает бонусы в использовании имеющихся ресурсов. Взяв ответственность на себя за свою жизнь, человек встает один на один с ситуацией, из-за чего получает эффективность использования своих ресурсов, перестав бездарно тратить время, обвиняя людей и обстоятельства. Другими словами, такой человек автоматически начинает оптимально эффективно использовать каждую возможность для достижения цели, потому что становится когнитивно увлеченным результатом. В истории не раз случалось такое, когда слабые преображали мир, ответственно приняв на себя ситуацию тогда, когда у сильных уже не хватало на это сил.

Никто не в состоянии возложить на человека ответственность, если он не ощущает ее сам, поэтому это зависит от сознания самого человека. Пока сознание человека остается прежним, ничего не изменится. Писания учат, что перекладывая ответственность на другого, никогда не освободишься от страдания. Как бы ни было тяжело и страшно, но только сам человек отвечает за все, что с ним происходит. Он всегда несет ответственность за то, кем является. Таким образом, для принятия решения важна готовность принять ответственность за это решение, и когда человек понимает, что именно он является причиной и последствием этого выбора, осознавая и принимая ответственность, тогда принимать решение становится легче и эффективнее.

Способность принятия ответственности исходит не из психоментальных усилий, но из верного миропредставления, из мудрого самоосознания. Как писал Николай Рерих: "Нужно приучать свое сознание к его единству с жизнью, к его единству с Космосом. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую свою мысль, слово и действие. Причина и следствие поступков всегда действуют взаимосвязанно и в бесконечности".

Есть еще одна очень распространенная причина затруднений в принятии решения, связанная со необоснованным страхом совершить ошибку, сделать неверный выбор. В психологии это называется атихифобией, то есть необоснованный страх потерпеть неудачу. Эта фобия всегда рождает весьма ущербное для жизни иллюзорное состояние: "Я ничего не предпринимаю, значит, мне ничего и не грозит". Такой человек тратит свое внимание на защиту от провалов, сторонясь принятия решений в любой сфере своей жизни.

Эта фобия весьма ограничиваеет свободу и качество жизни. Как писал Пауло Коэльо: "Страх совершения ошибки является дверью, которая запирает нас в замок посредственности. Если мы преодолеем этот страх, то сделаем важный шаг по направлению к нашей свободе". После заданного вопроса "Как быть?" у человека с такой фобией сразу возникает следующий: "А что потом будет?", и, как правило, то, что потом будет, пугает его, и он считает, что возможность двигаться вперед не стоит такого высокого риска. Но преодоление такого испуга жизненно необходимо! Как поэтично написал еще более знаменитый писатель Уильям Фолкнер: "Вы не сможете плыть к новым горизонтам, пока не наберетесь смелости потерять берег из виду".

За страхом совершить ошибку обычно скрывается не столько гордыня или неуверенность, сколько банальный перфекционизм. Человек привык все делать совершенно, поэтому в той сфере, где он в себе не столь уверен, а это практически подавляющее большинство сфер, он не предпринимает вообще ничего. Такой страх проявляется в ложном убеждении: "Или я делаю идеально на сто процентов, или вообще не делаю". Но так не бывает в природе! Ошибки не только допустимы, но они и востребованы. Ошибка - это часть успеха, без ошибок успех невозможен. В природе все развивается, исходя из принципа сдержек и противовесов, исходя из отбора оптимального варианта среди набора ошибок. Изначального идеального варианта нет в природе, бывает лишь наиболее подходящее. Кроме того, все люди совершают ошибки, идеальных людей также не бывает. Нельзя все знать, все уметь, быть идеальным во всем. Важно помнить, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. И если вы совершили ошибку, то это нормально, и если вы осознаете свою ошибку, измените свое поведение, устремляясь дальше, то сделаете еще один немаловажный шаг на пути к успеху. Каждый имеет право на ошибку, потому что является человеком.

Как сказал известный Ричард Брэнсон: "Не бойтесь делать ошибки, бойтесь только повторять одни и те же". Так что ошибки дают возможность изучить их, а затем, чтоб не совершать их опять, исправить себя и улучшить свои знания, а затем, приложив дополнительные усилия, добиться в следующий раз большего успеха. В таком случае и ошибка будет благом, так как она сможет обогатить опыт, но нарабатывать опыт в таком случае, конечно же, следует в принятии небольших, непринципиальных решений.

В случае боязни ошибки можно пытаться прокручивать в голове позитивный сценарий развития последствий выбора, то есть представить себе ситуацию, когда все удачно сложилось и получилось. Это поможет мотивировать себя в том, чтобы сделать таки этот пресловутый важный шаг вперед навстречу непредсказуемости. Противостоять страху возможно, не превозмогая его, но изменив свое отношение к нему, ожидая не худшего, а лучшего, при этом делая все, что в своих силах. Все страхи, неуверенности, надежды и мотивации находятся в голове, а содержание головы зависит от того, кто ее носит на своих плечах. Наш ум запрограммирован на защиту и сохранение безопасности, поэтому страх возникает автоматически. И чтобы преодолеть этот страх, нужно противодействовать такой реакции, положительно относясь к жизни и приняв осознанное решение мыслить позитивно, ожидая успешного результата. Такое мышление растворит в уме страх неудачи и смотивирует делать все возможное, чтобы позитивный сценарий реализовался.

В Писаниях сказано, что если влияние судьбы уподобить действиям мальчика, то влияние усилий в таком случае уподобляются действиям мужчины. Другими словами, стремления и усилия, в конечном счете, всегда побеждают везение и судьбу, но чтобы сделать усилие, нужно не бояться судьбы, то есть приручить ум отказом от представлений негативных сценариев. В конце концов, уверенность - это психологическая привычка, нарабатываемая практикой благодаря созданию благотворных нейронных связей в мозге. Будучи таким оптимистом, легче быть уверенным даже в непредсказуемые времена.

Итак, сомнения в момент выбора являются вполне нормальным явлением. Не стоит избегать сомнений, как раз отсутствие сомнений указывает на огромную вероятность того, что человек при принятии решения занимается самообманом. Сомнения всегда сопровождают выбор здравомыслящего человека, но если ждать момента, когда сомнений не будет, то это лишь еще более подстегнет к поиску идеального решения, которого, как было написано ранее, в природе не существует. Вся жизнь состоит из неопределенностей вокруг выбора, в возможности сделать такой выбор и заключается свобода воли человеческой души. И как сказал Махатма Ганди: "Такая свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться". Не существует самого правильного пути, с которого нет риска сбиться, совершив шаг в сторону, а потому любой шаг нужно считать направленным вперед, а отказ от выбора решения означает стояние на месте. Итак, в перспективе лучше сделать шаг в сторону, чем совсем не делать никаких шагов навстречу неизвестности.

Напоследок можно привести некоторые способы, чтобы справиться с сомнениями и страхами при принятии решений. Во-первых, избегайте переанализа, постоянное возвращение к решению создает лишние сомнения. Не позволяйте себе много рассуждать, уже почувствовав или увидев решение, а просто идите через страхи и сомнения навстречу решению. Экхарт Толле писал: "Страх исчезает, когда вы начинаете делать то, что боитесь делать, вместо того, чтобы думать об этом". Во-вторых, старайтесь лучше определяться со своими ценностями, заостряя на них внимание. Ясное и четкое понимание своих ценностей помогает принимать более осознанные и уверенные решения в момент выбора. В-третьих, для усиления мотивации и осознания важности принятия решения пробуйте почаще представлять себе, насколько улучшенное состояние будет у вас после принятия решения и получения положительного результата. В-четвертых, примите неопределенность и непредсказуемость как неотъемлемую часть жизни. Нет смысла ждать идеальной ситуации, когда все будет определено в выборе важного решения, так как такой ситуации не бывает. В-пятых, если в прошлом вы не научились делать выбор, то начинайте с маленьких решений, просто учитесь ответственно принимать свои решения. В-шестых, если при принятии решения вы нервничаете, то отложите в сторону решение на некоторое время, чтобы успокоиться и быть более готовым, но при этом установите адекватный крайний срок для принятия решения, чтобы предотвратить его чрезмерное, спровоцированное тревожностью обдумывание. В-седьмых, старайтесь создавать вокруг себя среду тех людей, которые изначально способствуют принятию верных решений, то есть единомышленниками в вопросах вашего личностного развития, людьми увлеченными общими приоритетами и ценностями. При этом, как было написано выше, следует напрочь игнорировать самооценку, но вооружаться самоценостью, помня о ценности и важности существования своей души, как частички Вселенского Бога. Поиск и приоритеты вашей души более ценны, нежели мнение о вас всего остального мира.

Сомнения и страхи - это нормально, это значит, что душа еще жива, а значит, нужно идти вперед, работая над страхами и сомнениями. Реальность постоянно находится в движении, нет ничего постоянного и вечного, стабильность иллюзорна. Так что вопрос "Делать или не делать следующий шаг?" или "Меняться или не меняться?" у здравомыслящего возникать не будет. Смысл имеет только то, как относиться к выбору, как реагировать на него и какую при этом брать ответственность.





САЙТ В СОЦСЕТЯХ: