Частично при выполнении многих асан, и обязательно во время пранаямы и, конечно, во время медитаций особо востребованным для меня является положение языка в Намо-мудре (еще называют Набхи-мудра, Джихва-бандха). Это положение языка у нёба ротовой полости как предварительная для Кхечари-мудры. Раньше я недооценивал Намо-мудру, не уделяя ей достаточного внимания, но в последние годы убежден в ее ключевой необходимости во время практик.
Что она мне дает? Во-первых, усиливает сосредоточенность, что позволяет легче выполнять балансные асаны, позволяет лучше реализовывать Пратьяхару как во время медитации, так и при обычном состоянии бодрствования. Во-вторых, по моим ощущениям получасовое использование этой техники балансирует как удана-вайю, так и, в особенности, прана-вайю, чувствительно стабилизируя их цикличную деятельность. Ощутимо успокаивается ветер и огонь в пранических телах. Период дыхания во время пранаям благодаря ей увеличивается на десятки процентов, достигая минуты и даже более.
В-третьих, при длительной практике возникают ощущения того, как из области Аджна-чакры на область плеч и груди изливается тонкий пранический нектар. В-четвертых, во время перевернутых асан возникает ощущение большей производительности оттока апана-вайю.
В-пятых, это чувствительно способствует сохранение энергии цзин путем движения ее по малому небесному кругу-орбите (язык, возможно, служит энергетическим мостиком). При тех жизненных обстоятельствах, когда резко активизируются энергии нижних чакр, использование техники позволяет предохраняться от слива этой энергии, и даже ощутимо перемещать ее по орбите наверх. Конечно, такое достижение преобретается за годы тренировок, но эта способность трансформации энергии для наполнения Аджна- и Вишудха-чакры, поверьте, дорогого стоит.
В-шестых, такое положение способствует профилактической стимуляции Вишудха-чакры, так как при умеренном надавливании кончиком языка на небо стимулируются шейные мышцы и горловые связки. По моим наблюдениям такая техника во время медитаций способствует улучшению восходящего движения энергий по Сушумна-нади через Вишудха-чакру.
Существуют три разновидности положения кончика языка у этой мудры: в точке воздуха нёба (возле зубов, над верхней десной), в точке огня нёба (на переходе твердого нёба в мягкое) и в точке воды (мягкое нёбо в глотке). Первое положение я использую во время выполнения физических упражнений и асан, особенно силовых, второе положение - во время пранаям, третье - во время медитаций.
Важно: здесь речь идет о Намо-мудре, а не о Кхечари-мудре. Кхечари-мудра - это более совершенствованная техника, и она может быть опасной; без сопровождения квалифицированного мастера-инструктора выполнять ее нельзя.
»» следующая статья »» |
САЙТ В СОЦСЕТЯХ:![]() |