Основатель Сахаджа Йоги

Сайты о духовности

Духовная литература

Йога ×
Йога через пробуждение Кундалини Каждый человек от рождения имеет скрытую духовную энергию, которая является отображением первозданной Энергии Вселенной. Ее называют Кундалини. Это энергия, которая, пробуждаясь, объединяет все чакры и дает нам Йогу, то есть "союз" со Всепроникающей энергией Вселенской любви. Она представляет Собой первозданную, преобразовывающую, исцеляющую силу, предназначенную для достижения нашей человеческой системой оптимального состояния существования. Открыть» Получите самореализацию! Самореализация ("атма сакшат кар", пер с санскрита "проявление своего духа") - это духовная трансформация человека, позволяющая соединиться с Абсолютной энергией. Этот союз, йогу осуществляет энергия Кундалини. Открыть»
О Сахаджа Йоге Основанная на современных знаниях и подтвержденная научными исследованиями, Сахаджа Йога позволяет через 2-3 месяца обучения добиться заметных позитивных изменений в здоровье, семейных отношениях и на работе. Открыть» Медитация Медитация – состояние сознания, в которое мы попадаем спонтанно, как только Кундалини проходит через Сахасрару-чакру. Это важное событие на тонком плане. Это и есть Йога, союз с Божественным и начальная стадия целиком нового осознания. Открыть»

Чакры и каналы - тонкое тело ×
Тонкая система Наряду с разветвленной нервной системой, отвечающей за восприятие физического мира, внутри человеческого организма находиться еще и так называемая тонкая система, регулирующая эмоциональное, интеллектуальное, психологическое и духовное существование людей. Данная энергетическая система, называемая также тонким телом, состоит из трех энергетических каналов, называемых нади, и семи основных энергетических центров - чакр. Открыть» Чакры Муладхара-чакра расположена у основания позвоночника с его внешней стороны. Главное качество Муладхары - невинность, которая формирует основу надлежащего (дхармичного) поведения. Свадхистана-чакра расположена на уровне аппендикса (на ширину ладони ниже пупка). Основополагающее качество Свадхистаны - это творчество. Открыть»
Каналы Существует три основных энергетических канала - левый канал (ида), правый канал (пингала) и центральный канал (сушумна). Они связывают между собой различные чакры нашего тонкого тела. Открыть» Чакры у древних славян Знание о чакрах существовало и в русском ведизме. Психоэнергетические центры, то есть чакры, имели славянские названия: Муладара - Исток, Свадхистана - Зарод, Манипура - Живот, Анахата - Сердце, Вишудха - Горло, Аджна - Чело, Сахасрара - Родник. Открыть»

Практика - методы очищения и самопознания ×
Общие сведения Этот раздел сайта является практическим справочником по очистке тонкого тела, а на этой странице перечислены основные методы практики. Открыть» Базовые методы Поднятие Кундалини и бандан. Балансировка каналов. Мантры. Утверждения (молитвы, аффирмации). Использование масел, использование плодов, использование музыки.Открыть»
Очищение чакр и каналов Методы чистки Муладхара-чакры, Свадхистана-чакры, Манипура-чакры, Войда, Анахаты-чакры, Вишудха-чакры, Хамса, Лалита и Шри-чакры, Аджна-чакры, левого канала, правого канала. Открыть» Лечение заболеваний Согласно традициям востока, причины наших духовных и физических недугов кроются в нарушении баланса тонкой энергетической системы человека, проявляющемся в истощении определенных энергетических каналов и нарушениях (блокировках) тех или иных энергетических центров – чакр. Открыть»

Вопросы и ответы ×
Практические рекомендации Ответы на вопросы в формате практических рекомендаций. Открыть» Методы очищения тонкого тела Ответы на вопросы по методам чистки тонкого тела. Открыть»
О Сахаджа Йоге Ответы на вопросы, касающиеся Сахаджа Йоги. Открыть» Разное Ответы на различные другие вопросы, не вошедшие в тематические разделы. Открыть»

Личный опыт ×
Получение самореализации В этом разделе размещены восемьдесят четыре истории личного опыта людей, получивших духовную самореализацию. Истории наполнены впечатлениями переживания этого бесценного опыта, а также описания изменений в жизни после этого события... Открыть» Поиск и другой опыт Шестьдесят историй этого раздела повествуют о важных моментах в жизни людей, посвятивших себя поиску духовности. Эти рассказы не только не оставят равнодушными, но они, возможно, будут способны передать крупицы мудрости читателям... Открыть»

Статьи ×
Питание Статьи о правильном питании, как о неотъемлимом условии для эффективного самопознания и саморазвития... Открыть» Практика Статьи о практических методах в духовных практиках... Открыть»
Астрология Звезды и планеты — это не только объекты внешнего мира: они пребывают и внутри нас как путеводные огни нашей души... Открыть» Это интересно Статьи для общего кругозора, посвященные околодуховным темам... Открыть»

Использование музыки для баланса тонкого тела


«Музыка пришла к нам благодаря любви Бога. Все остальное, что не исходит из Божественной любви, музыкой не является... Вот почему Мухаммед сказал, что вся музыка должны восхвалять Бога и не иначе...»

Шри Матаджи  

Музыка является частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, наше сердце отвечает на звуки музыки. Они имеют волшебную силу менять наше состояние от спокойного до возбужденного и, наоборот, действуют на нас успокаивающе, умиротворяюще, заставляют задуматься о сокровенном. Но только глубокая музыка может изменить наше состояние, не делая нас безумными или не наполняя нас похотью и жадностью, не разрушая нас на тонком уровне. Такая музыка не "уходит в историю", она становится частью нашего наследия и бережно передается из поколения в поколение.

Музыка - это соединение трех форм искусства: вокал, инструментал и танец. Они грамонично сливаются в одно целое, которое обозначается греческим термином "муза". Понятие "муза" включает в себя Бога и Вдохновение, а как мы знаем, истинное вдохновение приходит от Бога. Это единое целое концентрируется в троицу нот, ритма и содержания. Это и есть Музыка с большой буквы. Реализуясь через ноты, ритм и текст, духовная музыка несет радость Духу человека.

Музыкотерапия. Ноты
Музыкотерапия. Ноты

Шри Матаджи говорит, что музыка является самым коротким путем к Богу. Поэтому величайшие пророки были певцами, например, Нарада и Тумбара. Нарада своим искусством вдохновил Валмики, который написал Рамаяну и Махабхарату. Псалмы Давида тоже написаны в музыкальной форме. Известна также легенда об Орфее, который имел власть над природой и проявлял её через свою музыку.

Первые божественные послания были даны в песнях: "Песнь песен" Соломона, Гаты Зороастра, Гиты Шри Кришны. Однажды пророк Моисей поднялся на гору Синай, где и услышал слова Господа: "Мусе, ке", что переводится как "Моисей, внемли". Божественное послание, данное ему, состояло из мелодии и ритма, поэтому Моисей назвал его "музыка".

С помощью музыки можно распространять вибрации, музыка является прекрасным способом распространения вибраций Любви. Но весьма немаловажно, кто является ее исполнителем. Музыканты должны быть любящими людьми, а не вспыльчивыми, склонными к показухе, высокомерного мнения о себе. Тогда они всецело донесут слушателям то состояние, которое чувствовал композитор, когда создавал это произведение.

Ученые древней Индии считали науку и искусство производными одного творческого принципа. Все знания древней Индии сконцентрированы в Ведах - священных индийских писаниях. Гандхарва Веда, часть Сама Веды, является Ведой музыки. Искусство медитации в свою очередь является наиболее просветленным путем Сама Веды. Еще в Древней Индии были открыты семь основных музыкальных нот, которые являлись повторением звуков природы или звуков, которые издают животные. Семь чакр нашего тонкого тела, вращаясь с определенной частотой, формируют октаву из семи тонов соответствующей высоты. Интервалы между ними призваны отображать интервалы между чакрами. Эти тоны и были названы музыкальными звуками - нотами (нота - "свара" в индийской музыке). Таким образом, эти ноты как бы встроены в тонкое тело и представляют собой идеальный "носитель" информации, отражающий чувства, эмоции, желания и мысли композитора и исполнителя. Увлеченно слушая музыку, человек получает то или иное воздействие на тонком уровне, а затем это проявляется на физическом плане. Одни и те же ноты могут нести разрушение или благо в зависимости от внутреннего состояния человека. Например, гнев, агрессия, наркотическое опьянение и т.д., владеющее сознанием исполнителя или композитора, найдут свое отражение в его музыке. Так создаются стили и формы музыки, пригодные для выражения именно этих качеств. Глубокие, чистые, одухотворенные люди никогда не создадут негативную музыку, они создали великую в своем многообразии народную музыку и на ее основе - классику. Ярчайший тому пример - индийская классическая музыка, основная форма которой - рага.



Музыкотерапия

«Мудрецы всех веков считали музыку священным искусством, ибо знающий может увидеть в ней Вселенную, а мудрый может объяснить секреты и процессы, происходящие в Космосе. За работой всей Вселенной стоит Музыка. Она не только величайшее явление жизни, но она сама жизнь. Все наше существо пропитано музыкой, наш ум и наше тело, природа в которой мы живем, которая нас создала, и все, что находится вокруг и рядом с нами, все это музыка, и мы близки ей. Мы живем и пребываем в ней. Она привлекает наше внимание и доставляет нам удовольствие, потому что соответствует ритму и тону, которые удерживают механизм нашего существа в целостности»

Инайят Хан, "Мистицизм звука"

Издавна известно положительное влияние музыки на человека. Современные врачи приняли ее на вооружение как вспомогательное средство. "Музыкотерапия" - так называется в медицине психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Но повсеместного применения пока этот метод не получил, так как учеными до конца не изучен механизм воздействия звуков на человека в целом. Если в Америке и Европе есть институты, которые занимаются изучением музыкотерапии и применяют свой опыт для пациентов, то в России по этому вопросу проходят только встречи и семинары. Специалисты традиционной медицины в нашей стране стоят еще в стороне от данного направления терапии.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно дать толчок к новому видению ситуации и нейтрализации негативных эмоций индивида.

РЕКОМЕНДУЕМ ОЗНАКОМИТЬСЯ!
Гармония звучаний в симфониях пространства

Музыкой наполнено и пропитано все пространство, она - отражение космической гармонии. Вселенная звучит, но мы разучились улавливать небесные звучания, забыв, что каждый из нас, как и все живое и неживое вокруг, - частички необъятной Вселенной.

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как музыкальные инструменты, так и голос, хлопки, топот и пр. Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль.

В Сахаджа Йоге Вы можете найти применение обоих форм музыкотерапии и, самое главное, понять механизм воздействия звука на ваше самочувствие и физическое здоровье, в частности. Люди после получения самореализации начинают менять свои интересы к отдельным музыкальным произведениям или исполнителям. Музыка оценивается не по степени популярности в обществе, а по вибрационному фону, который создает данное произведение. Музыка - это наш друг, наш проводник в океане иллюзий бытия. И здесь как не вспомнить пословицу: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты".



Ноты

Семь чакр нашего тонкого тела, вращаясь с определенной частотой, формируют октаву из семи тонов соответствующей высоты. Интервалы между ними призваны отображать интервалы между чакрами. Эти тоны были названы музыкальными звуками или нотами (сварами в индийской музыке). Они произносятся - СА, РЕ, ГА, МА, ПА, ДХА, НИ. Они являются эквивалентом западных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Пять из семи нот могут понижаться или повышаться (диезы и бемоли), образуя еще пять дополнительных звуков (левые и правые аспекты чакр).

Посредством медитации мы можем чувствовать, каким образом каждая из нот связана с той или иной чакрой внутри нас. Определенная нота оказывает воздействие на соответствующую ей чакру, производяющую звук на той же частоте. При совпадении частоты звучания чакры и определенной ноты, энергия в чакре укрепляется. При звучании особых комбинаций нот укрепляются связи между различными чакрами.

Музыкотерапия
Музыкотерапия

Нота СА, первая нота, соответствует Муладхаре-чакре, расположенной в основании позвоночника. Данная чакра защищает всю тонкую систему человека, поэтому нота СА является постоянной, она не может быть пониженной или повышенной. Четыре ноты в индийской классической музыке могут понижаться: РЕ (вторая), ГА (третья), ДХА (шестая) и НИ (седьмая), и только одна может повышаться – МА (четвертая). Нота ПА (пятая) является постоянной, как и СА. Используя мантры, мы не только обращаемся к положительным качествам, заложенным в каждой из чакр, не только обращаемся к Богу, но и используем особые ноты, оказывающие на нас сильное благоприятное воздействие.

Начните с самого простого, пропевайте октаву по возрасающей и ниспадающей. Внимание держите на Сахасраре-чакре и частично на чакре, ноту которой Вы поете (по Вади, см. таблицу ниже). В состоянии медитации пойте каждую ноту 15 секунд, стараясь издавать постоянный звук. Через некоторое время каждую ноту можно растянуть, а также заменить произношение названия ноты на звук "А-А-А".



Лечение нотами по Вади-Самвади методу

Благодаря изучению музыкальной теории и знаниям Сахаджа Йоги известно, что блокировка чакры оказывает влияние на другие чакры. Были найдены Вади (основные), Самвади (дополнительные) - ноты соответствующих чакр, которые Вы можете использовать для снятия блоков. Соответствие Вади-ноты и Самвади-ноты чакрам описаны в таблице ниже.

Найдите чистое спокойное место. Установите портрет Шри Матаджи на столе. Зажгите свечу перед портретом.
1. Выполните подъем Кундалини и бандан над собой.
2. Исполните три мантры для Сахасрары-чакры. Силой трех мантр начинается процесс очищения трех каналов и семи чакр.
3. Пропойте последовательно ноты и мантры одна за другой от Муладхары-чакры до Сахасрары-чакры.
4. После диагностики (проверки вибраций на ладонях) и обнаружения блокировки чакры, начните пропевать по Вади-Самвади методу соответствующую ей ноту и мантру.

Когда этот метод используется правильно, чакра начинает очищаться и окончательный результат – освобождение от болезней.

Название чакрыВади СамвадиПричины блокировки
МуладхараСА ДХАСвободный секс, излишний пуританизм, тантрические и оккультные практики
СвадхистанаРЕ ДХАИзлишнее "думание", планирование; алкоголизм, использование галлюциногенов и наркотиков; спиритуализм; грубое поведение, искусственность всех видов
МанипураГА ПАИзлишнее беспокойство о семье, домашнем хозяйстве, деньгах; алкоголь, бесконтрольное применение лекарств
ВойдГА ПА, НИФанатизм; лжегуру
АнахатаМА НИЧрезмерная физическая активность, суровая дисциплина, пренебрежение Духом; чувство незащищенности; эмоциональные эксцессы
ВишудхаПА ГАНедостаточное самоуважение, чувство вины; ругательства (брань), курение; агрессивная, доминирующая личность; выступления против Бога
АджнаДХА САБеспокойство, блуждающие глаза, плохая компания; неправильные мысли о Боге, вред другим, непрощение
СахасрараНИ МАСомнения в Боге



Раги

Индийская музыкальная классика представляет собой духовное искусство, целью которого является не симфонический блеск, а личная гармония с Богом. Она непригодна для светских развлечений, она создавалась, исполняется и слушается исключительно в медитации – состоянии безмысленного сознания, молчаливой молитвы. Без духовной основы она кажется слушателю либо заунывно скучной, либо раздражающе резкой. Все песни, исполняемые на индийских праздниках, были написаны поклонниками Божественности. Санскритское слово, равнозначное слову "музыкант" - это "бхагаватхар", или "тот, кто поет хвалу Богу".

В древнем мире все знания передавались из уст в уста. Веды, Пураны и Шастры, написанные в стихах, заучивались наизусть. Для удобства запоминания строфы накладывались на мелодию и исполнялись затем с музыкальным сопровождением. Со временем художественное оформление Вед развивалось, простые мелодические рисунки усложнялись. Послоговый стихотворный размер (вритти) был сменен более ритмичным метрическим (джати). Постепенно из шестнадцати тысяч мелодий выделились основные тридцать шесть (или двенадцать, в зависимости от метода подсчета). Появилось понятие "Рага".

Музыкотерапия. Ноты
Музыкотерапия. Ноты

Исполнение и прослушивание раг вызывает в людях радость. Это происходит потому, что она производит временное пробуждение и вибрирование одной из чакр, и у человека появляется смутное воспоминание своего божественного происхождения. Само слово "рага" буквально означает "красить", раскрашивать умы и души слушателей разноцветьем проявлений божественной любви наслаждения.

Говоря техническим языком, рага - это комбинация определенных нот (от пяти до семи). Существуют строгие правила для составления и исполнения раг. Источником же всех раг являются вибрации. Они формируют нотный состав раги. Как известно, каждая из семи нот своим звучанием соответствует вибрациям одной из семи чакр, а минор и мажор – левому и правому каналам. В каждой раге имеется минимум пять нот: ведущая нота (вади или "царь"), вторая нота (самавади или "визирь"), вспомогательные ноты (анувади или "слуги"), диссонирующая нота (вивади или "противник"). Таким образом, правильно подобранная рага служит инструментом настройки тонкого тела на эталонную частоту.

Каждая рага неповторима и имеет свойственные только ей качества. Как и жизнедеятельность человека, раги тесно связаны с природой. Например, наши биоритмы меняются в зависимости от времени дня или года, поэтому существуют утренние, дневные, вечерние, ночные и сезонные раги. Наиболее сильный по воздействию эффект от прослушанной раги наблюдается именно в предназначенное ей время. Так утренние раги не исполняются вечером, а весенние раги зимой. Различные аспекты божественности также отражаются в индийских рагах и ритмах, например, в раге Дурга, раге Сарасвати, Браматал.

Рага Шам Кальян помогает активизировать Муладхару-чакру, помогает Кундалини легко естественно и мягко подниматься. Кундалини усиливает и питает чакру. Рага работает над чакрой, поддерживая ее оптимальное вращение и баланс. Поступающая энергия следит за различными органами, связанными с Муладхарой-чакрой. Шам Кальян усиливает Апана Вайю, отвечающий за активность нижней части живота, органов выделения и половой сферы. Устанавливаются целомудрие, невинность и мудрость. Рагу лучше прослушивать в ночное время. Другая рага, влияющая на Муладхара-чакру - это рага Хиндол, которую лучше слушать утром. Эта рага развивает качества элемента земли, то есть притяжение, способность ориентации в пространстве и делает нашу личность благоухающей.

Рага Гурджари Тоди имеет способность охлаждать печень, а рага Яман, которую лучше слушать с 18-ти до 20-ти часов вечера, обладает силой поддержки (Дхарана-шакти). Обе раги помогают активизировать Свадхистана-чакру, которая управляет вниманием. Обе раги стабилизируют внимание, что очень важно для медитации. А медитация – это ядро духовности. Рага Тоди помогает охладить правую Свадхистану, а рага Яман – подогреть левый.

Рага Абхоги оказывает благотворное воздействие на Манипура-чакру и стимулирует процесс пищеварения. Эту рагу лучше слушать утром, она без усилий приносит непривязанность, развивает неприятие пороков, отвечает за пищеварение и выделение. Рага Абхоги развивает качества огня (Теджа) или света. Для области Войда хорошо подходит прослушивание раги Малкаунс от полуночи до двух часов ночи.

Раги Бхайрава и Дурга обладают силой Божественного блажества и Божественной защиты. Обе раги помогают активизировать Анахату, чакру сердца. Они усиливают иммунитет у детей до двенадцати лет через тимусовую железу, вырабатывающую Т-лимфоциты и Б-лимфоциты, и задающая ритм на всю жизнь. Когда Кундалини соприкасается с Анахатой, рага Бхайрава активизирует в человеке духовность (лучшее время прослушивания - утро), а рага Дурга дает уверенность и чувство защиты (полночь).

Рага Джейджаванти помогает активизировать Вишудха-чакру, которая является контролером пяти органов чувств. Эта рага дает силу Удана-вайю, который отвечает за энергию и силу речи. Она развивает качества элемента эфира (выражение голоса), речь человека становятся сладкой и мелодичной. Рагу эффективнее прослушивать с 21-го часа вечера до 2 часов ночи. Для подчакры Хамса хорошо подходит рага Хамса Двани, прослушиваемая с 18-ти до 20-ти часов вечера.

Рага Бхуп (Бхупали) эффективна для очистки и открытия Аджна-чакры, "сдувая" шароподобные структуры эго и суперэго, помогая уменьшить напряжение и ментальное переутомление. Настроение, создаваемое этой рагой, помогает Кундалини пройти через Аджна-чакру и войти выше, в лимбическую область, где человек пребывает в состоянии осознания без мысли. Рагу эффективно прослушивать с 18-ти до 20-ти часов вечера.

Раги Дарбари и Бхайрави чрезвычайно полезны для установления и продления состояния безмыслия. Ноты этих раг расслабляют лимбическую область. Достигая Сахасрары, Кундалини успокаивает, питает клетки мозга, принося человеку радость, покой, снижая напряжение и депрессию. На уровне физических ощущений Кундалини проявляет себя как приятный прохладный бриз, исходящий из головы и кончиков пальцев. Состояние безмысленного осознания, состояние тишины и радости – это и есть медитация, это и есть йога. Рагу Бхайрави эффективно слушать в любое время, а рагу Дарбари предпочтительно в полночь.

Эта классификация очень важна, так как раги создают позитивные вибрации в соответствующих чакрах. Для очищения соответствующей чакры необходимо направить свое внимание частично на эту чакру и частично на Сахасрару-чакру. При этом можно почувствовать, как происходит очищение этой чакры и как она заполняется приятными вибрациями. При прослушивании раг быстрее устанавливается состояние осознание без мысли, достигается мир и гармония, а также растворение в Божественной радости.

Кроме этого, каждая рага имеет естественное соотношение с определенным часом дня, временем года и Божеством-покровителем. Так, Хиндоле-рага слышится только на рассвете весной и пробуждает настроение любви ко всему окружающему. Дипана-рага исполняется летним вечером, чтобы вызывать сострадание; Магхарага - это мелодия полудня в дождливое время, ее исполнение пробуждает храбрость. Бхайрава-рагу исполняют в августе, сентябре и октябре утром для достижения спокойствия. Шри-рага сохраняется для осенних сумерек, для достижения чистой любви. Малкунья-рага слышится зимой в полночь для придания крепости.

Как правило, начало раги, Алап, исполняется медленно, с акцентом на ярких тонах, в нижнем и среднем регистре (октаве). Постепенно глубина тихого разговора музыканта с мелодией вовлекает и слушателей. Вторая часть, Антара, начинается с появления ритма (Тала). Первая мелодическая фраза, появившаяся вместе с Талом, становится основой для многочисленных вариаций. Антара исполняется быстро, в высоком диапазоне. Далее идет Тан – очень быстрая техничная импровизация мелодии и ритма. За ними часто следует состязание исполнителей (Джугал банди), по очереди предлагающих друг другу все более сложные вариации.

Раги - это не только музыкальное произведение, это, в первую очередь, состояние. Поэтому нельзя исполнять раги, просто выучив ноты и слова, это дает очень мало. Первоначально необходимо медитировать на конкретную рагу, прочувствовать передаваемое ею состояние, укрепить его внутри себя и лишь затем искать способы выражения этого состояния. После этого музыка становится очень глубокой, выразительной, настраивающей на медитацию, приводящей в порядок чакры, избавляющей от болезней и проблем.



Бхаджаны

Шри Матаджи играет на гармонике
Шри Матаджи играет на гармонике

Любая музыка оказывает влияние на людей, но сахаджа-музыка обладает огромной силой, она способна привлекать людей, открывать им сердца, успокаивать, давать энергию и даже лечить. Помимо мантр, раг при коллективных медитациях широко используются бхаджаны.

Бхаджаны - это старинная ветвь индийской музыки, произошедшая от самого древнего течения - раг. В отличии от раг, бхаджаны считаются легкой, полуклассической музыкой. Слово "бхаджан" произошло от слова "бхакти", то есть это вид песнопения, через который певец восхваляет Бога, выражая свою любовь к Нему.

Бхаджаны - сравнительно новый, по сравнению с рагами, стиль музыки, он возник в XI-XII веках нашей эры. У истоков появления этого стиля стоял великий святой, музыкант и поэт Кабир. Правила раг здесь не соблюдаются. Чаще всего бхаджан разделяется на куплеты и припевы, импровизация необязательна.

Нельзя сказать, что певец исполняет бхаджан, это его Дух окунается в океан Любви, и каждая клеточка тела наполняется Божественной Любовью. Много прекрасных бхаджанов написано сахаджа йогами Индии, они записаны на кассетах и дисках, изданы песенниками. За последние годы сахаджа йогами западных, восточных стран и в России написано много замечательных песен-бхаджанов, которые исполняются на программах, фестивалях сахаджа йогов. Каждое слово, музыка бхаджанов изливают вокруг Божественную Любовь, особенно когда поет бхаджан большой коллектив сахаджа йогов. Мощная волна, которая освещает все вокруг, раскрывает сердца и соединяет души в один огромный океан. Таким образом, когда проходят коллективные медитации, важно быть не только слушателем, но и активным участником исполнения мантр, бхаджанов, раг и т.п.



Каввали

Еще одним популярным видом музыки Востока, который все больше и больше завоевывает сердца западных слушателей, есть каввали (qawwali). В основе этой музыки лежат суфийские традиции, она похожа на молитву. Суфизм и Ислам - основа и предмет пения каввалистов. Любовь к Аллаху (Богу) и слава Его Пророку - источники их страсти. И то, что воспринимается бессознательно, сердцем, более важно, чем то, что можно выразить словами или прочитать. Когда кавль (возглашение) принимает форму песни, оно становится каввали.

Больше узнать о суфизме можно здесь.

Существуют традиционные формы каввали: хамд - возглашение во славу Аллаха, нат - поется во славу Пророка Мухаммада, и еще есть особые гимны, посвященные Али. Эти три формы и составляют основу репертуара каввали. Обязанность певца-кавваля - уменьшить расстояние между Творцом и творением. Тем, кто ощущает себя отделенным от своего Истока, посредством каввали можно напомнить об их истинных корнях. Это и надлежит делать певцу-каввалю.

Признак хорошего певца-кавваля или любого другого музыканта - это его способность погрузить своих слушателей в реальность изначального послания, которое заключено в песне. Хороший кавваль во время исполнения сам исчезает. Он просто становится средством передачи послания. Если певец перенимает особенности исполняемого стиха, тогда и слушатели с легкостью воспринимают послание.

Изначальный язык возглашений-каввали - персидский, язык Ирана. Каввали происходят из Ирана, Хорасана, Афганистана, Турции и т.п. Из этих областей мистики пришли в Индию, где они впитали местную культуру. Изначально каввали слушали только в Индии и Пакистане. Но сейчас они стали популярны и на Западе. Важно заметить, что послание, которое объединяет их - это основополагающее суфийское послание мира и любви. Существует еще и ритм. Никакой другой музыке не присуща ритмичность каввали. Вот в чем причина их популярности во всем мире. Это тот язык музыки, который является всеобщим. И этот язык понятен везде.

На свете существуют песни чисто любовные, их называют "ишк-и маджази" - песни о любви человека к человеку, в отличие от "ишк-и хакики" - песен о любви к Божественному. Все каввали относятся к "ишк-и хакики" и поются только об этом.

Больше узнать об Али можно здесь.

Сахаджа йоги часто исполняют каввали на музыкальных программмах. Это тот вид музыки, как и некоторые бхаджаны, которые заставляют наши сердца откликнутся и выразить единение вокала, инструментала и танца.

Одним из таких кавали есть "Маст Каландар", что в переводе означает высшее проявление духовности, в котором Вы теряете себя. В припеве упоминается имя Али, зятя Мухаммеда. Али был халифом на стадии раннего Ислама.




Ноты способны вылечить человека?

Уже сегодня медицина использует музыку как средство, способное заменить анестезирующие препараты. В крупнейшей в Европе клинике спортивной медицины в Люденшайде музыкотерапия используется в предоперационный, самый стрессовый для пациентов период. Специальные музыкальные композиции снижают уровень содержания стрессовых гормонов в крови, ускоряют лечение.

Какая музыка лечит?

Кардиологи отдают предпочтение классике: она способствует восстановлению нормального сердечного ритма и существенно повышает уровень иммуноглобулина. А прослушивание, например, сонаты Моцарта для двух фортепиано в течение десяти минут позволяет страдающим болезнью Альцгеймера лучше ориентироваться в пространстве и времени.
Согласно другим экспериментам после воздействия классической музыки у коров увеличивались надои, мимозы и петунии росли много быстрее и даже расцветали на две недели раньше. В Японии провели эксперимент, в котором участвовали сто двадцать кормящих матерей. Одни мамы слушали классику, другие - поп и рок музыку. В первой группе количество молока у мамаш увеличилось на двадцать процентов, а у поклонниц современных ритмов - уменьшилось наполовину.
Рок-музыка, воздействуя ультра- и инфразвуками (их мы не слышим, но "слышат" все наши органы), способна воздействовать на мозг исподволь. Слушатели даже могут упасть в обморок, если бой барабанов-тамтамов превышает сто децибел. Прогнав через компьютер сочинения некоторых рок-групп, психологи обнаружили, что в их музыке часто повторялось роковое сочетание нот, которое способно не только разрушить организм, но и подтолкнуть к самоубийству. Поэтому, сделали они вывод, нередки случаи добровольного ухода из жизни по невыясненным причинам солистов, гитаристов и даже просто технических сотрудников некоторых известных и малоизвестных рок-групп. Психологи утверждают, что в их музыке содержался "звуковой яд", способный довести до сумасшествия.
В отличие от такой музыки индийская классическая музыка развивалась как эффективная наука о восстановлении баланса. Влияя на ум при прослушивании, она восстанавливает утраченный ментальный баланс, в дальнейшем приводя человека к ментальному покою и равновесию. Ум реагирует на ноты и влияет на тело, на разные клетки в человеческом организме. Тамбару Риши написал книгу "Сангит Сварамрут", в которой упоминается о воздействии двенадцати нот на тело. Согласно аюрведическим принципам болезнь вызывается дисбалансом между дошами и дхату, что эффективно восстанавливается с помощью тех же самых двенадцати нот.
Божественный дар музыки

Традиционно считается, что музыкальное искусство было даровано Божественностью Шри Нараде (бессмертному мудрецу Пуран) через Шри Сарасвати. В свою очередь, он обучил гандхарвов (божественных музыкантов) и наделил музыкальным даром человечество через великих мудрецов древних времен. Полагают, что музыка впервые появилась в древнем Китае благодаря тому, что мудрецы стали изучать ноты, создаваемые ветром в полых стеблях бамбука.
Наиболее выдающимся из великих мастеров западной музыки был Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), инкарнация Шри Нарады, чьим родным городом был австрийский Зальцбург. Его музыка, главным образом, активизирует центральный канал (Сушумна-нади). В своей опере "Волшебная флейта" он изображает качества искателя через героев Тамино и Памину и качества Ади Гуру через Зарастро (Заратустра). Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759) родились в Германии в один год для дальнейшего развития музыки. Музыка Баха активизирует правый канал (Пингала-нади), и благодаря своим величественным 48 прелюдиям и фугам Бах помогает заложить основу общеепринятой на Западе музыкальной гармонии. Музыка Генделя, автора многочисленных опер и ораторий, активизирует левый канал (Ида-нади). Говорят, что самое известное свое произведение "Мессия" он сочинил всего за 24 дня.

Каким образом индийская классическая музыка работает с системой чакр в человеке?

В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с тем, что не все чакры работают надлежащим образом. Некоторые из них выполняют свою работу, а некоторые блокируются, что происходит из-за недостатка энергии в них. Каждая из чакр отвечает за работу определенных органов, поэтому дисбаланс в чакре приводит к дисбалансу в организме и ухудшению состояния. Эмоциональный дисбаланс и ментальные отклонения также связаны с ухудшением состояния чакр.
Индийская классическая музыка оказывает различное воздействие: "охлаждение", "согревание" или напряжение/смягчение эмоционального состояния слушателя. Когда энергия, то есть вибрации и частота музыки совпадают с вибрациями определенной чакры, в чакре пробуждается внутренняя энергия. Такое единство позволяет энергии Кундалини спонтанно подниматься вверх. В своем восхождении Кундалини питает и очищает чакры, наполняя их необходимой энергией и приводя их в баланс. Когда Кундалини достигает последней чакры Сахасрары, она соединяет человека с космической энергией (энергией Божественной любви), она просветляет мозг человека, улучшает состояние всех клеток мозга, нервов, которые затем просветляют сердце.

Восточные мелодии ДНК

Преподавателю музыки из США Сьюзн Александер пришла в голову идея записать излучения, исходящие от человека, и, применив математику и физику, попытаться их озвучить. И оказалось, что наше тело буквально напичкано различными вибрациями. Это сердечные сокращения, эндокринные циклы и др. А если все эти вибрации существуют, то их можно не только зарегистрировать, но и прослушивать.
За помощью Александер обратилась к биологу из Калифорнийского университета Девиду Деймеру с вопросом: могут ли звучать молекулы ДНК? Деймер измерил молекулярные колебания ДНК при помощи инфракрасного спетрометра, затем преобразовал вибрации в звуковой спектр и получил музыку! Запись мелодии ДНК напоминала медитативные мелодии Индии!

Влияние занятий музыкой на мозг

Музыканты чаще используют оба полушария мозга, чем музыкально нетренированные люди, что позволяет им лучше справляться с любыми творческими задачами, в том числе несвязанными непосредственно с музыкой, говорится в статье, опубликованной американскими учеными в журнале "Brain and Cognition".
Как известно, левое полушарие отвечает за абстрактное и логическое мышление, в том числе речь, а правое - за пространственное, образное мышление и творческие процессы. Ученые из университета Вандербилта исследовали влияние занятий музыкой на работу двух полушарий мозга. Они выбрали двадцать студентов, занимавшихся классической музыкой не менее восьми лет, и двадцать слушателей курса психологии, никогда не занимавшихся музыкой. При этом возраст, уровень образования и половая принадлежность в обеих группах примерно соответствовали друг другу.
Ученые предлагали студентам творческие задания: придумать необычные применения предметам обихода, а также выполнить тест на ассоциации. Оказалось, что музыканты лучше справились с заданиями, чем участники другой группы. Измеряя кровоток в коре головного мозга обоих полушарий, выяснилось, что у музыкантов чаще были активными оба полушария головного мозга, а у немузыкантов преобладала активность левого полушария.
Одно из возможных объяснений, по мнению ученых, состоит в том, что музыканты используют сразу обе руки при игре на музыкальных инструментах. Кроме того, они должны одновременно читать ноты и играть музыкальное произведение, что требует работы обоих полушарий. Измерение общего уровня интеллекта показало, что музыканты имеют более высокий коэффициент интеллекта (IQ), чем немузыканты. По мнению ученых, это свидетельствует о том, что интенсивные занятия музыкой способствуют интеллектуальному развитию.

Цитаты Шри Матаджи

"Ра – это энергия, Га – на санскрите означает: "та, которая движется, проникает во все". Она обладает эфирными свойствами. Что бы вы ни поместили в эфир, он все приемлет. Так что рага – это энергия, входящая в эфир и соприкасающаяся с вашим Духом..."

"Как создаются раги? Вначале выбираются ноты – арохи, аврохи, которые идут вверх и вниз и которые нравятся Богу. Так создаются мелодии. Мелодии фиксированы, вы не можете изменить какие-то ноты в мелодиях, так как обнаружено, что во время их проигрывания пробуждается ваш Дух. Это определено по вибрациям. Обнаружено, что это происходит, когда они поются именно таким образом. Они играли их на Вине (музыкальный инструмент - прим. ред.) и определили точные звуки, точные свары, которые, действительно, заставляют вас испытывать приятные ощущения.
Люди, приехавшие с Запада, не понимают на ментальном уровне индийскую музыку. Но они понимают ее на уровне духовном, потому что их Дух наполняется радостью и начинают течь вибрации."

"...Однако, чтобы наслаждаться рагой, надо успокоиться. Если вы не в равновесии, вы не сможете ее слушать."

САЙТ В СОЦСЕТЯХ: